Опубликовано 26 октября 2017, 19:50

В Северном полушарии впервые найдены останки редкого динозавра

Некоторые кости альваресзаврида, найденные в Узбекистане

© Alexander Averianov

Сотрудник Зоологического института Российской академии наук Александр Аверьянов обнаружил в Узбекистане кости альваресзаврида – небольшого оперенного динозавра, жившего во времена верхнемеловой эпохи (99,6—66,0 млн лет назад). С подробностями можно ознакомиться в PLOS ONE.

Ученые исследовали останки динозавров, найденных в урочище Джаракудук, расположенном в центре пустыни Кызылкум на территории Узбекистана. В ходе анализа палеонтологи обнаружили ряд костей альваресзаврида — небольшого оперенного динозавра с однопалыми верхними конечностями.

Возраст слоев, в которых были найдены кости, составляет 90-93 миллионов лет. Раньше считалось, что родина альваресзавридов – Южное полушарие, а на северном полушарии они появились гораздо позднее. Однако возраст древнейших образцов альваресзавридов из Южного полушария составляет 90-99 миллионов лет. То есть время проживания первых динозавров этого вида в Северном и Южном полушарии оказалось крайне близким. Ученые не исключают, что альваресзавриды возникли именно в Северном полушарии.

«Мы обнаружили самого раннего известного в Северном полушарии альваресзаврида. Ото всех других динозавров представителей этого вида отличают однопалые верхние конечности с мощным когтем. Вероятно, они помогали им питаться или бороться с другими динозаврами. Не до конца понятно, как именно они их применяли, и какие преимущества давало им такое уникальное строение, не повторявшееся с тех пор ни у одной группы животных. Последующие находки, помогут это прояснить», – отметил соавтор исследования Ганс Сьюз из Смитсоновского института.