Опубликовано 23 мая 2019, 13:05

В Канаде обнаружены остатки грибов протерозойской эры

© Phillip Newsom

Исследователи из Франции, Канады и Бельгии обнаружили в Канадском арктическом архипелаге окаменелые остатки грибов возрастом от 890 миллионов до 1,01 миллиарда лет. Результаты исследования опубликованы в Nature.

«Если это действительно грибы, то должны быть и животные. Мы не говорим о таких сложных организмах, как динозавры. Однако это могли быть, к примеру, губки», — отметила одна из соавторов статьи, сотрудница Льежского университета Корентин Лорон.

Грибная и животная клетка относятся к единой филогенетической группе заднежгутиковых (Opisthokonta). Клетки объединяют отложение гликогена в качестве запасного питательного вещества, гетеротрофный тип питания, наличие центриолей, строение рибосом и единственный задний жгутик у жгутиконосных стадий жизненного цикла (сперматозоиды большинства животных и споры хитридиомицет). Другие эукариоты перемещаются при помощи одного или нескольких передних жгутиков. В какой-то момент эволюционной истории предшественники животных клеток отсоединились от предшественников грибов, и таксоны продолжили развиваться отдельно. До настоящего времени было принято считать, что грибы появились в период от 1,06 миллиарда до 740 миллионов лет назад, о чем свидетельствовали находки в Шотландии и США возрастом от 410 до 450 миллионов лет.

Неизвестные маленькие организмы были обнаружены в мелководных сланцах формации Грасси-Бэй на побережье Северного Ледовитого океана. Возраст пород оценивается в 1,01–0,89 миллиарда лет и относится к протерозойской эре. Клетки неопределенного таксона представляли собой сферы диаметром около 60 мкм и были соединены тонкими нитями. Фурье-инфракрасная микроспектроскопия показала, что сферы и нити покрывала оболочка из хитина и хитозана — характерный признак грибов и ракообразных. Клетки определили как споры и гифы ранее неизвестного гриба Ourasphaira giraldae.

Открытие столь древнего гриба означает, что разделение животной и грибной клетки, вероятно, произошло не менее 890 миллионов лет назад. Возраст отложений делает гриб на полмиллиарда лет старше предыдущего рекордсмена — гриба возрастом в 450 миллионов лет, обнаруженного в Висконсине.

Однако работа подняла ряд критических замечаний. «Многие органические молекулы могут давать аналогичные результаты, а химический анализ также указывает на наличие молекул, которых обычно в хитине нет», — комментирует работу Сильвен Бернард, геохимик из Института минералогии, физики материалов и космохимии в Париже. Однако авторы подчеркивают, что данные лучше всего соответствуют именно хитину и что помимо него клеточная стенка могла содержать и другие соединения.