Опубликовано 05 сентября 2019, 17:07

В Китае обнаружили следы одного из первых подвижных многоклеточных

Организмы Yilingia spiciformis, оставляющие следы при передвижении, в представлении художникa

© Shuhai Xiao/AFP

Группа ученых из США и Китая обнаружила следы живого организма в окаменелости возрастом в полмиллиарда лет. Они могут быть одними из первых, оставленными на поверхности Земли, [гласит] (https://www.nature.com/articles/s41586-019-1522-7) публикация исследователей в Nature.

Около 541 млн лет назад произошел кембрийский взрыв. В отложениях этого периода исследователи впервые обнаруживают великое разнообразие живых существ, которые хорошо сохранились благодаря появлению минерализованных тканей. В палеонтологической летописи останков засвидетельствованы хордовые, членистоногие, моллюски, иглокожие и другие. Почти все современные типы животных сформировались во время кембрийского взрыва.

Отрезок времени непосредственно перед кембрием и сразу после таяния обширных ледников, возникших в криогении — от 635 до 542 млн лет назад, — выделяют в эдиакарский период. Его биоту представляли мягкотелые, в основном сидячие организмы с трубчатой структурой. В последние 20 млн лет периода возникает несколько животных, которые могли бы послужить предшественниками современным типам. Овальная кимберелла (Kimberella) с гофрированной ногой выскребала тонкие бороздки в бактериальных матах и детрите морского дна и могла дать начало типу моллюсков. Сегментированная клаудина (Cloudina) напоминала стопку бокалов и могла быть одним из ранних представителей класса малощетинковых червей. На этом, однако, представления об эволюции мягкотелых эдиакарцев в минерализированных кембрийцев заканчивались.

На этот раз исследователи из Центра передового опыта в жизни и палеоэкологии Китайской академии наук совместно с коллегой из Политехнического университета Виргинии проводили раскопки в китайском городском округе Ичан. В эдиакарских отложениях возрастом в 560 млн лет они обнаружили окаменелость животного, застывшего в движении. Плоское и сегментированное, оно обладало множеством крошечных «ножек» и мягким телом. В скале позади окаменелого крохотного чудища была длинная, непрерывная тропа с рифлеными краями. Находке дали имя Yilingia spiciformis. Древний организм был разделен на сегменты, а каждый сегмент — на три доли. Большая доля занимала центральное положение, две меньшие по бокам были обращены назад. Самый длинный из 35 собранных образцов Yilingia простирался на 27 сантиметров от головы до хвоста.

Один из соавторов работы, профессор Политехнического университета Виргинии Шухай Сяо назвал находку аргументом в пользу подвижности древних животных. Эволюция сегментов помогла сделать эти организмы мобильными и способствовала взрыву биоразнообразия, которое произошло вскоре после того. Ископаемое может стать «недостающим звеном» между червями и членистоногими.