Опубликовано 17 июля 2020, 16:46

В Волге нашли моллюсков из Китая

Обнаруженная в Волге беззубка

© Пресс-служба ФИЦКИА УрО РАН

Исследователи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова УрО РАН нашли в российских реках и озерах несвойственных для них китайских беззубок рода Sinanodonta. Эти гигантские моллюски могут достигать 20–25 см в диаметре и являются угрозой для экосистем нижней Волги. Статья ученых опубликована в журнале BioInvasion Records.

Пресноводные двустворчатые моллюски в раннем возрасте начинают паразитировать на рыбах. Их личинки прикрепляются к жабрам или телу рыб, благодаря чему могут массово перемещаться в естественной среде обитания. Инвазивные беззубки быстро развиваются из личинок и могут использовать широкий спектр рыб-хозяев. Это дает им высокие конкурентные преимущества по сравнению с местными видами.

В 2019 году ученые обнаружили крупных дальневосточных беззубок в Волге. Анализ их возраста по годичным кольцам прироста раковины показал, что инвазия в Волге могла начаться в первой половине 2000-х годов. Территориально эти виды обитают на тех участках, где вода подогревается ТЭЦ, благодаря чему в Волге они смогли натурализоваться и размножились в огромных количествах. Авторы новой работы предполагают, что во всем виноват теплый климат нижней Волги.

Российские ученые собрали генетические данные, которые подтвердили, что беззубки попали в Казахстан из Китая. Например, Sinanodonta woodiana типично обитает в бассейне реки Янцзы, а Sinanodonta lauta — в реке Сунгари. Биологи показали, что эти виды моллюсков также прибыли в Казахстан уже к началу 1970-х годов. S. lauta исследователи находили еще в нижнем течении реки Или и озере Балхаш, в S. woodiana — в Капчагайском водохранилище, в реках Зарафшон и Амударья, Сырдарья и других водоемах.

Моллюски попали в Казахстан вместе с рыбой, когда в 1960–1970-х годах в водоемы Казахской ССР заселяли толстолобика, карпа, амурского бычка и другие виды рыб. Авторы предполагают, что в Волгу эти инвазивные виды попали именно из Казахстана. Наиболее вероятно, что они мигрировали благодаря ТЭЦ, расположенной возле Беловского водохранилища на территории России. Именно этот водоем мог стать первым «прибежищем» китайских моллюсков на территории нашей страны.

Данные морфологического анализа биологи подтвердили генетическими исследованиями. Они расшифровали последовательности ДНК десятков образцов моллюсков и выяснили, что каждый из видов беззубок из Волги, Оби, Енисея и водоемов Казахстана представлен одним генотипом. Это значит, что два обнаруженных исследователями вида вместе расселялись из одного первичного очага. Интересно, что беззубка Sinanosonta woodiana ранее довольно широко распространилась по Европе (Германия, Италия, Франция, и другие страны) и Мьянме. Все эти инвазивные популяции представлены особями с одним и тем же генотипом, найденным и в России.