Опубликовано 06 ноября 2018, 16:09

Ветрогенераторы оказались «высшими хищниками»

© PxHere

Ученые сравнили роль ветряных электростанций с животными на вершине пищевой цепи. Согласно новому анализу, их лопасти наносят вред птицам, что вызывает каскадный эффект в экосистемах, который не учитывается при сооружении подобных установок. Статья об этом опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ветровая энергетика является наиболее быстрорастущей областью альтернативной энергетики. На данный момент около четырех процентов производства электроэнергии в мире обеспечивается за счет преобразования механической энергии ветра. Около 17 миллионов гектар занято ветряными электростанциями.

Сторонники подобных технологий обычно утверждают об их безвредности для дикой природы. В новой же работе показывается, что влияние ветрогенераторов значительно недооценивается. Международный коллектив ученых изучал вызванные установкой ветряных турбин изменения в гористом регионе Западных Гат в Индии. Это место известно высоким биоразнообразием и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Оказалось, что хищные птицы в местах с установленными ветрогенераторами встречаются в четыре раза реже, чем в местах, свободных от них. Более того, такое изменение количества хищников кардинально изменило плотность и поведение жертв этих птиц. В частности, ученые заметили взрывной рост количества ящериц агам-ситан (Sitana ponticeriana), которые стали вести себя так, будто они обитают в местности, лишенной хищников.

«Ветрогенераторы вызывают изменения в балансе животных в экосистеме, как будто они являются высшими хищниками, — говорит ведущий автор работы Мария Такир из Индийского научного института. — Они оказываются охотниками на хищных птиц, но не в смысле убийства, а в смысле уменьшения их количества вокруг себя». Авторы не призывают отказаться от ветрогенераторов, но предлагают тщательнее выбирать места их установки, в частности не возводить их в дикой местности, а размещать их преимущественно в уже измененных человеком средах, в городах.