Опубликовано 27 февраля 2017, 20:01

Нейрофизиологи визуализировали взаимопонимание между собеседниками

© Drexel University

Американские ученые с помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области смогли визуализировать, как головной мозг человека «синхронизируется» с мозгом его собеседника во время разговора. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Как наверняка определить, понимает ли ученик, что пытается объяснить ему учитель, есть ли взаимопонимание между родителями и ребенком и осознали ли слушатели речь выступающего? Инженеры из Дрексельского университета совместно с психологами из Принстонского университета с помощью нового метода смогли увидеть, когда мозг одного человека «настраивается на одну волну» с мозгом собеседника.

В своем исследовании ученые использовали переносное устройство, которое крепилось к голове участников эксперимента. Устройство измеряло активность нейронов при помощи функциональной ближней ИК-спектроскопии, которая позволяет выяснить содержание окисленного и восстановленного гемоглобина в капиллярах и по расходу кислорода определить возбужденные нейроны.

Предыдущее исселдование при помощи фМРТ ученых из Принстонского университета показало, что мозг слушателя практически «отражает» мозг говорящего, и чем больше активность мозга собеседников сходна, тем лучше понимание. Однако метод функциональной магнитно-резонансной томографии имеет свои недостатки. Существенный минус в том, что люди должны лежать в МРТ-сканерах неподвижно. А портативное усройсво ИК-спектроскопии позволяет измерять активность мозга людей в естественных условиях.

Ученые сделали запись житейской истории, рассказанной англоговорящим человеком, а также запись этой истории на турецком языке. Затем участники исследования (американцы) с подключенными устройствами на головах слушали обе версии рассказа. Оказалось, что активность мозга англоговорящего рассказчика и участников была схожа, чего не наблюдалось во время прослушивания записи на турецком.

Нейронная активность наблюдалась в префронтальной коре головного мозга и теменной доле — областях, которые отвечают за высшие когнитивные функции. По словам ученых, полученные данные совпадают с данными фМРТ, однако метод ИК-спектроскопии более удобный и открывает новые возможности.