Опубликовано 25 декабря 2018, 16:33

Враги деревьев поддерживают разнообразие в тропических лесах

© Bernard Spragg/Wikimedia Commons

Оказалось, что естественные враги деревьев отвечают за сохранение разнообразия видов в тропических лесах. Ранее биологи не могли объяснить, почему многие представители тропической природы не стали доминирующими в своей экосистеме. Результаты представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В тропических лесах сосредоточено свыше 75% всех видов растений. В то время как в умеренных лесах абсолютное большинство деревьев обычно представляют собой лишь несколько видов, в тропическом сложно встретить два рядом стоящих дерева одного вида. По оценкам ученых, плотность разных видов деревьев на одном квадратном километре тропического леса в несколько миллионов раз больше, чем в умеренном лесу.

Около полувека назад Дэниэл Дженсен и Джозеф Коннелл выдвинули гипотезу, что столь высокое биоразнообразие связано с тем, что тропические растения особенным образом взаимодействуют со своими естественными врагами. Ранее ученые считали, что гипотеза Дженсена — Коннелла может объяснить существование лишь нескольких видов на одной территории, но не тысяч, как наблюдается в реальности. В новой работе ученые из США показывают, что это не так. Оказалось, что высокой видоспецифичности отношений между деревьями и их естественными врагами, а также создания даже небольших участков рядом с деревом, где не могут выжить новые ростки, достаточно для того, чтобы поддержать колоссальное биоразнообразие тропического леса.

«Существует "теневая зона" для семян вокруг взрослых деревьев, но некоторым удается попасть за нее, — поясняет ведущий автор работы Таал Леви из Университета штата Орегон (США). — Это позволяет новым росткам появляться в других областях, пока приспособленные к этому виду естественные враги не переберутся туда. Поэтому крайне важно поддерживать биоразнообразие птиц и млекопитающих в лесах, иначе появление новых деревьев может прекратиться».