Опубликовано 16 марта 2017, 18:42

Метаболизм мог возникнуть до появления жизни

© Unsplash/Pixabay/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Биологи из Австрии и Великобритании предположили, что реакции, дающие необходимые для возникновения жизни соединения, могли протекать даже раньше, чем возникла сама жизнь. Обоснование своей гипотезы они представили в журнале Nature Ecology & Evolution.

Реакция, о которой идет речь, является разновидностью цикла Кребса (цикла трикарбоновых кислот) — одной из важнейших реакций, протекающих в клетках живых организмов. По мнению авторов работы, она могла появиться до возникновения жизни, а организмы лишь приспособили ее и создали ферменты, сделавшие ее эффективнее.

По идее авторов работы, простые неорганические молекулы, существовавшие в древних океанах, могли выступать катализаторами для различных реакций, возникновение которых трудно объяснить в рамках теории РНК-мира (согласно которой на раннем этапе развития жизни роль хранилища генетической информации и катализатора реакций выполняли молекулы РНК)

Противники теории возникновения метаболизма до появления жизни подчеркивают, что такие реакции могли протекать лишь в одном направлении, а не в обоих, что необходимо для поддержания жизни. К тому же глюкоза, участвующая в реакции, едва ли могла существовать на том этапе развития Земли. Не имея достаточно обоснованного ответа на эти возражения, авторы работы сосредоточились на цикле Кребса, не требующем глюкозы как исходного вещества. В то же время все соединения, участвующие в цикле Кребса, были обнаружены в метеоритах, и их удавалось получить в лаборатории, воссоздавая условия ранней Земли.