Опубликовано 06 июня 2018, 15:53

Ядовитые жабы-иммигранты угрожают Мадагаскару

Малайская жаба-иммигрант Duttaphrynus melanostictus

© Neil Bowman/Global Look Press

Попавшие на Мадагаскар несколько лет назад малайские жабы угрожают многим местным видам, которые не могут сопротивляться действию их яда. Биологи из Великобритании, Германии и Италии выяснили, какие именно виды могут пострадать от вторжения токсичных иммигрантов. Подробности исследования можно найти в журнале Current Biology.

Жаб вида Duttaphrynus melanostictus впервые привезли на Мадагаскар в 2011 году. Уже через три года их замечали на территории в 100 км2 вокруг порта, куда они прибыли. Похожее вторжение жаб уже происходило несколько раз в Австралии и приводило к сокращению численности многих местных видов животных. Авторы нового исследования показали, что это сравнение обоснованно, и малагасийцы могут ожидать похожих последствий. Животные Мадагаскара и Австралии долгое время были изолированы от фауны Евразии и Африки и не выработали защиты от токсинов, которые выделяют железы этих жабы.

Осложняет ситуацию то, что условия на Мадагаскаре хорошо подходят для размножения и расселения жаб. На острове живет много эндемиков, и их сохранность вызывает особые опасения.

Ученые исследовали большую группу животных, которые могут охотиться на Duttaphrynus melanostictus: змей, ящериц, лемуров, тенреков (небольших похожих на ежей животных, обитающих почти только на Мадагаскаре). Авторы секвенировали небольшие участки генома этих животных, которые содержат отвечающий за устойчивость организма к действию яда ген. Все они оказались уязвимы перед действием яда. Лишь у одного вида грызунов-эндемиков ученые нашли мутацию, которая защищает его от токсина. Результаты для млекопитающих и некоторых птиц оказались не столь однозначны, но с большей вероятностью они так же уязвимы.