Опубликовано 03 декабря 2020, 13:34

Живущих под поверхностью водяной пленки ракообразных «штрихкодировали»

Scapholeberis mucronata

© Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова

Российские и американские исследователи с помощью генетических и морфологических методов изучили представителей подсемейства Scapholeberinae, ветвистоусых ракообразных из семейства Daphniidae, живущих под поверхностью пленки воды. Ученые описали новый вид, получивший название Scapholeberis smirnovi. Работа опубликована в журнале PeerJ.

Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН совместно с американскими коллегами из Университета штата Нью-Йорк в Буффало изучили генетическими и морфологическими методами представителей подсемейства Scapholeberinae, живущих под поверхностью пленки воды. Исследователи назвали новый вид, распространенный на Дальнем Востоке РФ и в Корее, S. smirnovi — в честь выдающего исследователя ветвистоусых ракообразных Николая Смирнова.

Ветвистоусые ракообразные — типичные обитатели континентальных водоемов. На примере этих микроскопических животных в настоящее время формируется биогеография пресноводной фауны. Большинство исследований ветвистоусых ракообразных посвящено дафниям, планктонным рачкам из семейства дафнид (Daphniidae). Их ближайшие родственники ведут совсем другой образ жизни — прикрепляются снизу к поверхностной пленке воды, хотя способны плавать.

Генетическая часть работы выполнена на основании исследования последовательностей митохондриального гена COI. Ученые выяснили, что в мире обитает не менее 22 отдельных генетических групп, каждая из которых, по-видимому, представляет отдельный вид. Их распределение достаточно разнообразно, но почти все филогруппы распространены на единственном континенте. Интересно, что найдено несколько «транс-берингийских филогрупп» — то есть распространенных в восточной части Евразии и западной части Северной Америки, что объясняется тем, что около десяти тысяч лет назад два континента были соединены.

«Благодаря новым данным и их координации с ранее полученными нашим коллективом данными по 16S+12S (РНК — Indicator.Ru) стало возможным генетическое определение основных клад и таксонов по последовательностям гена COI. В 2003 году было предложено использовать его последовательности в качестве «генетического штрихкода» для определения любого животного. В области получения «штрихкодов» развернуты серьезные усилия, но зачастую они проводятся в отрыве от традиционной систематики, в том числе использующей для различения видов признаки их внешнего строения. В отношении скафолеберин до нашего исследования аккуратное генетическое определение видов было невозможным — это подтвердил анализ данных по последовательностям гена COI в международных базах данных GenBank и BOLD. Точность определения видов до проведения нашего исследования была не выше 30%, то есть большая часть определений была ошибочной. Теперь эта ситуация радикальным образом исправлена, и аккуратное генетическое определение скафолеберин представляется возможным», — рассказал руководитель проекта Алексей Котов.