Опубликовано 12 октября 2020, 20:37

Зубы помогли описать образ жизни одних из самых древних млекопитающих

© New York Public Library

Международная команда исследователей провела анализ зубов и скелетов древних млекопитающих, живших 200 млн лет назад. Оказалось, что по образу жизни эти маленькие животные напоминали рептилий: они жили достаточно долго, но при этом не так активно, как современные млекопитающие. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Команда ученых впервые изучила окаменелости крошечных зубов размером не больше булавочной головки, которые принадлежали одним из самых древних млекопитающих: Morganucodon и Kuehneotherium, останки которых были обнаружены в юрских породах Южного Уэльса, а их возраст составлял почти 200 млн лет. В ходе работы исследователи отсканировали 200 образцов зубов из коллекций английских музеев с помощью синхротронного и рентгеновского излучения. Исследователи оценивали количество колец цемента — костной ткани, покрывающей корень и шейку зуба. Этот материал откладывается в зубах каждый год, так же, как в годичных кольцах деревьях. Ученые пришли к выводу, что продолжительность жизни этих животных была намного дольше, чем у их потомков мышей и землероек, редко живущих больше года или двух. Продолжительность жизни морганукодона достигала 14 лет, а кюнотерия — до девяти лет. Несмотря на большой мозг и развитое поведение, эти существа жили так же долго, как и мелкие рептилии того времени.

«Во всем остальном, по строению скелетов, черепов и зубов, эти виды были похожи на современных млекопитающих. У них были специализированные жевательные зубы, относительно большой мозг и, вероятно, шерсть. Однако долгая продолжительность жизни указывает на то, что по своему образу жизни они напоминали рептилий. На сегодняшний день имеются доказательства того, что предки млекопитающих стали теплокровными более 270 млн лет назад, однако 70 млн лет спустя наши предки все еще были очень похожи на рептилий», — рассказывает ведущий автор исследования, научный сотрудник Бристольского университета Элис Ньюэм.

Кроме того, ученые оценили диаметр кровеносных сосудов в костной ткани животных, который может свидетельствовать о максимальном возможном кровотоке, доступном млекопитающему. В бедренных костях морганукодона скорость кровотока в сосудах была немного выше, чем у ящериц того же размера, но сильно ниже, чем у современных млекопитающих. Вероятно, первые млекопитающие могли сохранять активность дольше маленьких рептилий, но не могли вести такую же энергичную жизнь, как их потомки.