Опубликовано 20 февраля 2020, 16:06

Содержание антропогенного метана в атмосфере оказалось недооценено

© Pixnio

Международная группа исследователей измерила уровень метана в древних пробах воздуха и обнаружила, что ученые значительно недооценивают количество этого газа, которое люди выбрасывают в атмосферу при сжигании ископаемого топлива. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature.

Метан является мощным парниковым газом и вносит большой вклад в глобальное потепление. Выбросы метана в атмосферу увеличились примерно на 150% за последние три столетия, но ученые не могли точно определить их источники.

Метан, выбрасываемый в атмосферу, можно разделить на две категории, основываясь на содержании в нем радиоактивного изотопа углерода-14. Полученный посредством сжигания ископаемого топлива газ не содержит атомов этого изотопа, так как он распался за время нахождения вещества в почве. Биогенный метан, напротив, может содержать значительные следы 14C.

Он может выделяться естественным путем, например, из водно-болотных угодий или из антропогенных источников, таких как свалки, рисовые поля и животноводческие помещения. Ископаемый метан может выделяться через естественные геологические дефекты в земной коре или в результате добычи и использования человеком ископаемых видов топлива, включая нефть, газ и уголь.

В своей работе исследователи проанализировали состав воздуха из гренландских ледяных кернов с начала XVIII века — до начала промышленной революции — по сегодняшний день. Люди не использовали ископаемое топливо в значительных количествах до середины XIX века. Измерение уровней выбросов до этого периода времени позволяет исследователям определить уровень естественных выбросов этого газа и оценить их вклад в общий рост концентрации метана в атмосфере.

Измеряя количество изотопа углерода-14 в воздухе более чем 200 лет назад, исследователи обнаружили, что почти весь метан, выбрасываемый в атмосферу, был биологическим по своей природе примерно до 1870 года. Именно тогда ископаемый компонент начал быстро расти. Эти сроки совпадают с резким увеличением использования ископаемых видов топлива.

Уровни естественного выброса ископаемого метана примерно в 10 раз ниже, чем сообщалось в предыдущих исследованиях. Учитывая общий объем метана в атмосфере сегодня, ученые утверждают, что антропогенный ископаемый компонент оказывается выше ранее рассчитанного количества примерно на 25% — 40%.