Опубликовано 05 апреля 2017, 09:44

Климатологи усомнились в существовании малого ледникового периода

© Thomas Neumann, NASA GSFC

Ученые из Университета Рединга считают, что сама концепция малого ледникового периода неверна, потому что изменения климата, произошедшие в период между XVI и XIX веками, были незначительными по сравнению с современным глобальным потеплением. С подробностями исследования можно ознакомиться в Astronomy & Geophysics.

«Малый ледниковый период — период глобального относительного похолодания — затронул не все регионы, хотя, например, в Великобритании было очень много холодных зим. Результаты нашего исследования показывают, что для такого процесса нет единого объяснения и что не все зимы были холодными», — сообщил автор исследования Майк Локвуд.

Ученые отметили, что изменение температуры за все время малого ледникового периода было не таким сильным, как изменение температуры за последние десятилетия, вызванное выбросом парниковых газов.

Исследователи решили проанализировать связь между минимумом Маундера (периодом уменьшения количества солнечных пятен примерно с 1645 по 1715 год), который считается причиной малого ледникового периода, самим периодом и замерзанием Темзы.

Специалисты изучили записи хронистов, в которых те записывали данные о температуре и солнечной активности. Ученые также проанализировали соотношение изотопов в ледяных кернах. Дело в том, что в природе оба химических компонента воды — кислород и водород — содержат не только обычные изотопы О и Н, но и более тяжелые атомы водорода и кислорода. Содержание тяжелых изотопов во льду зависит от испарения и конденсации, которые, в свою очередь, определяются температурой. В результате изотопный состав льда зависит от температуры его формирования. Изменение соотношение этих атомов позволило исследователям оценить, как изменилась температура за несколько миллионов лет.

Ученые пришли к выводу, что описание периода как ледникового является неверным, поскольку температура в этот период упала незначительно — на 0,5°C. Для сравнения, во время крупного ледникового периода, который закончился около 12 тысяч лет назад, температура упала на 8°C.

Более того, уменьшение или увеличение числа пятен редко предшествовало наступлению похолоданий или потеплений. Это говорит об отсутствии связи между солнечной активностью и климатом. Замерзания Темзы также оказались не связаны с минимумом Маундера.