Опубликовано 27 октября 2016, 18:30

Реакции с участием воды поддерживают жизнь под землей

© H. Zell/Wikimedia Commons

Канадские исследователи из Университета Альберты установили, что контакты определенных горных пород с водой могут обеспечить микроорганизмы нужными веществами для жизнедеятельности. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ученые взяли образец воды с глубины 2,4 километра от поверхности земли в канадском городе Тимминс. Она сохранилась в этих породах с докембрийского периода. Подземная вода богата водородом и сульфат-анионами — потенциальным «топливом» для микроорганизмов. Известно, что водород в таких условиях образуется в процессе радиолиза воды, который происходит под действием излучения, возникающего из-за распада радиоактивных элементов вмещающих горных пород. Однако причина присутствия в подземной воде сульфатов до сих пор не была установлена.

Исследователи изучили соотношения изотопов серы, которые входили в состав сульфат-анионов. Оказалось, что сульфаты, скорее всего, образовывались из-за окисления сульфидов, содержащихся в горных породах, с помощью таких окислителей как перекись водорода, которая получалась в ходе радиолиза воды. При контакте воды и горных пород такая реакция могла происходить в течение миллиардов лет и, соответственно, поддерживать жизнь микроорганизмов.

По словам ученых, на Марсе есть аналогичные горные породы, а также присутствует вода. Исследователи делают вывод, что жизнь на Красной планете стоит искать под поверхностью планеты.