Опубликовано 09 декабря 2016, 21:46

Следы древних морских приливов в горных породах объяснили образование реки Колорадо

© University of Oregon

Пять миллионов лет назад река Колорадо сместилась в район Калифорнийского залива Тихого океана. Доказательства этого процесса геологи из Орегонского университета нашли в осадочных породах, вышедших на поверхность по краям долины, где сегодня протекает река. Свои выводы ученые изложили на страницах журнала Geology.

«Слои ритмично различаются по толщине, отражая приток морского течения во время высоких (весенних) и самых низких (квадратурных) приливов, и указывают, что морское дно за последние пять миллионов лет поднялось на 330 метров», — сказал автор исследования Бреннан O'Коннелл.

Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что этот регион когда-то составлял простирающийся на север рукав Калифорнийского залива. Эта точка зрения противопоставлена традиционной, согласно которой южное русло реки Колорадо являлось самым южным озером из длинной цепи больших пресноводных озер, образовавшихся во время первого прихода речных вод.

В процессе работы геологи обнаружили стронций, углерод и изотопы кислорода. Ученые, придерживающиеся теории существования озера, предположили, что морские окаменелости, найденные в породах, оказались там из-за птиц, которые могли перенести морские организмы в этот регион. Результаты нового исследования дополняют свидетельства палеонтологов, утверждающих о существовании среды, наподобие моря, исходя из наличия морских ископаемых.

Геологи обратили внимание на особенности пород, рассматривая их с точки зрения химии и палеонтологии. Осадочные месторождения выглядят совершенно иначе, если они образуются в озере. «Чем сильнее и выше приливы, тем больше осадков переносится, образуя толстый слой, — отметил O'Коннелл. — Весенние приливы образуют толстые слои осадочных пород, а квадратурные приливы образуют тонкие слои. Различия в скоростях приливных потоков отчетливо видны в этих слоях осадочных пород. Такого не могли произойти в озере. Приливы и отливы в озерах недостаточно большие, чтобы образовать такие различия в слоях», — заключил O'Коннелл.