«Никто не хочет получать будущее, сделанное кем-то под ключ»
Что может в скором времени объединить Россию, где живут самые большие патриоты страны и как, по мнению вице-премьера Игоря Шувалова, нужно родину любить, читайте в материале Indicator.Ru.
Сегодня, 12 декабря, прошел IV конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который организует компания «Иннопрактика». Мероприятие началось с выступления известного танцора Сергея Полунина. «Это наш подарок, посвященный пятилетию "Иннопрактики", и, помимо эстетического наслаждения, это должно было заставить задуматься о ценностях, их генезисе. И в языке танца, в языке жестов мы пытались именно это донести», — заявила модератор пленарной секции, первый заместитель генерального директора «Иннопрактики» Наталья Попова. Главной темой дискуссии стали ценности.
Ректор МГУ Виктор Садовничий представил социологическое исследование поколения Z — людей, родившихся после 1995 года. По данным опроса, проведенного социологическим факультетом МГУ, у более чем 80% участников знания занимают высокое или самое высокое место в системе ценностей. Лишь 5% указали, что у них есть более важные ценности, чем знания. Усредненный портрет современного студента, по словам ректора МГУ, выглядит следующим образом: ему хватает денег только на повседневные расходы, он подрабатывает или уже имеет постоянную работу, поддерживает волонтерскую деятельность и считает, что молодежь может внести вклад в возрождение России.
Помощник президента Андрей Фурсенко рассказал о тех ценностях молодого поколения, которые отличают его от других поколений. По его мнению, одна из главных ценностей — доверие. «Инновациями могут успешно заниматься ребята из одного двора», — процитировал Фурсенко Джека Марбургера, помощника по науке бывшего президента США Джорджа Буша. «Степень личного доверия в новом, инновационном бизнесе должна быть такова, что люди должны понимать, они не должны перепроверять, не должны выстраивать какие-то сложные юридические [отношения]», — отметил Фурсенко. К доверию чиновник добавил уровень ответственности, востребованность, желание самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за свои решения. «Это люди, которые хотят свое будущее строить сами. И наша задача — дать им такую возможность. Никто не хочет получать будущее, сделанное кем-то под ключ. Может быть, они в чем-то могут ошибиться. Но это будет их жизнь, их будущее», — пояснил Фурсенко.
Молодое поколение отличает и то, что у него нет ощущения, что в будущем может быть хуже, чем сейчас, считает Фурсенко. «Молодое поколение во многих вопросах этот тезис, что может быть по-разному и что может стать хуже, не принимает», — отметил он. Он также посетовал, что молодое поколение становится более эгоистичным и ценит свои личные ценности больше общественных. «У нас в свое время в стране был очень мощный перекос в пользу общественных интересов с ущербом интересам личным, что "Жила бы страна родная, нет других забот". Может быть, это был перебор, но когда маятник качается в другую сторону, то это тоже не очень здорово», — заявил Фурсенко.
После молодежных ценностей эксперты прошлись и по «взрослым», корпоративным ценностям. Генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков рассказал о том, как в компании менялась корпоративная культура. «Где-то четыре-пять лет назад мы начали трансформацию нашей культуры. Мы начали переход от культуры правил и культуры успеха к культуре инновационности и культуре сотрудничества, культуре согласия», — рассказал Дюков. При этом он обратился к вице-премьеру Игорю Шувалову и попросил его сформулировать для компаний идеологию, которой им следовать в формировании своих корпоративных ценностей.
Помимо Дюкова, за бизнес отвечал председатель правления компании «Интер РАО» Борис Ковальчук. По его словам, раньше для работников была важна стабильность, сейчас же на первый план вышли гибкость и маневренность. «Мы имеем маневренного, гибкого человека, человека, который склонен к повышению своей квалификации, склонен к изменению, имеет черты предпринимателя, вовлечен в целый ряд процессов не только в рамках своего трудового договора, в процессы жизни компании. Это безусловно плюс. Но плюсов без минусов не бывает. И минус состоит в том, что такого типа человека сложно вовлечь в корпоративную систему ценностей компании. Он становится более циничным. Моральная сторона его может вызывать серьезные вопросы. Поэтому можно получить набор способных, эффективных людей с крайне низкими моральными качествами», — предостерег Ковальчук.
От корпоративных ценностей перешли к региональным. О них рассказали губернаторы. Глава Ульяновской области Сергей Морозов подтвердил, что основной запрос со стороны молодежи относится к знаниям, к тому, как их применять. Он также признался, что многие молодые и талантливые люди мало знают о родном регионе и уезжают работать и поступать в вузы в крупные города. И в Ульяновской области решили с этим бороться. «Мы вернулись, я не думаю, что это у кого-то вызовет усмешку, в том числе и к христианским ценностям с христианскими заповедями, потому что сегодня это тоже стало крайне важно. И если мы посмотрим на все эти ценности, мы увидим, что это как раз-таки сейчас делает наших людей, проживающих в Ульяновской области, достаточно действительно большими патриотами, патриотами нашей страны», — рассказал Морозов.
Вице-премьер Игорь Шувалов согласился с Андреем Фурсенко, что молодежь сегодня не думает о том, что может быть хуже. Он даже добавил, что и люди старшего возраста уже перестают так думать. «Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло стать еще хуже», — процитировал Шувалов чешскую пословицу. По мнению вице-премьера, именно сейчас в России происходит становление универсальных ценностей. «Мы сейчас входим в завершающую стадию огромного перехода для России. И этот переход начался в советское время, когда как раз предлагались те самые изменения. И этот переход как раз связан с тем, что мы совсем скоро, через несколько лет, должны получить в политическом смысле совершенно зрелое общество. И с точки зрения экономики это должна быть одна из сильнейших держав в мире», — Шувалов был оптимистичен. Для перехода, по его оценкам, потребуется не более десяти лет.
«У России сейчас есть абсолютно все для того, чтобы базироваться на классических ценностях, на таких консервативных ценностях, я бы сказал, но обеспечить инновационный прорыв. И может быть, в этом ответ России на то, чем Россия отличается от других стран, которые себя называют наиболее передовыми», — заявил Шувалов.
Вице-премьер также посоветовал учиться жить между поколениями и ценить чужой успех. И закончил на патриотизме. «Я вижу большое количество молодых людей, людей среднего возраста, которые… Я говорю это в рамках конгресса, это опасно, но я все-таки это скажу, это никем не навязано, но проявляется со стороны большинства — любовь к государству. Даже со стороны тех, кто является оппозицией, полностью клеймит, критикует правительство. Эти люди все любят свою страну. Любовь к семье, к жене, к детям — вот это состояние является самым главным мотивом для того, чтобы развивать. И если мы научимся не предавать родину, жену, детей, отсюда проистекают и все другие мотивы для того, чтобы страну пытаться передавать дальше в лучшем состоянии», — подвел итог Шувалов.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.