Опубликовано 18 мая 2018, 14:30

Стихи и проза, «oil and water»: как внедрять инновации в большой бизнес

Репортаж с конференции «Инновации для корпораций» в Сколково
Стихи и проза, «oil and water»: как внедрять инновации в большой бизнес

© Busakorn Pongparnit/Getty Images

Кто, по мнению шведского бизнес-гуру, будет править бал в экономике будущего, как найти баланс между рискованными новшествами и закоснелой рутиной, как разработчики крупных корпораций сражаются с издержками российского протекционизма и что связывает MBA с сайтами знакомств, читайте в репортаже Indicator.Ru с конференции «Инновации для корпораций», прошедшей 17 мая в Сколково.

Womenomics и менеджмент завтрашнего дня

Самым ярким, пожалуй, было выступление Йонаса Риддерстрале — приглашенного профессора Школы бизнеса Эшридж (Ashridge Business School) в Великобритании и IE Business School в Испании, соавтора книги «Бизнес в стиле фанк». Постоянно обращаясь к слушателям, смущавшимся отвечать по-английски, он не терялся и сам прерывал неловкое молчание.

Риддерстрале назвал несколько характеристик меняющегося мира, которые принуждают бизнес экспериментировать. Среди примеров он показал фотографию, ассоциирующуюся с типичными управленцами в крупных компаниях, — мужчин в строгих костюмах. Однако, если посмотреть на поступающих в университеты, можно обнаружить, что там учится очень много женщин. Это раньше представительницы пола, считавшегося слабым, должны были родить шесть-семь детей (и это только своих, а ведь надо еще помогать воспитывать младших братьев и сестер). На это тратилось примерно 80% времени и внимания, и женщины умирали в сорок с небольшим. Теперь это соотношение 80/20 перевернулось с ног на голову, и все больше женщин идут учиться, а значит, скоро они начнут играть все более заметную роль в экономике (этот феномен на Западе называется womenomics, от слов «женщина» и «экономика»).

Йонас Риддерстрале

Йонас Риддерстрале

© Deutsche Bank/Flickr

При этом типично «женские» модели поведения в среднем отличаются от типично «мужских» подходов, и это нужно учитывать. Риддерстрале не стал строить предположения, изменится ли это в будущем и продиктовано ли это культурой и воспитанием или врожденными различиями. Он заявил, что сейчас даже в качестве покупателей мужчины и женщины в среднем используют разные эмоциональные подходы. Он представил ситуацию, где некие Джек и Джил идут в торговый центр с целью купить брюки. В итоге Джек возвращается через несколько минут из первого попавшегося неплохого магазина, потратив небольшую сумму, тогда как Джил долго выбирает, примеряет различные модели, встречает по дороге друзей, идет пить с ними кофе, заглядывает в Gucci и Prada, и только потом достигает цели, потратив намного больше времени и денег. В качестве руководителей и работников корпораций мужчины и женщины тоже могут проявлять себя по-разному, ведь в любом случае женщина и мужчина отличаются не только средним ростом и весом.

Слом рутины в мелочах и прыжок в пропасть

Лидерами корпораций в большинстве случаев становятся те, кто был специалистом и экспертом «вчера». «Они знают, что было важно вчера, и думают, что это будет важно и сегодня, и завтра, и через неделю, и в следующем году, но это не так», — подчеркнул Риддерстрале. Сейчас же организации построены мужчинами для мужчин, чтобы производить что-то, что будут покупать мужчины. Это неверный подход, и даже не к роли женщин (этот пример был не единственным, но, пожалуй, самым нетривиальным), а к инновациям вообще.

Естественно, что, найдя некую удачно работающую модель, мы будем стараться придерживаться ее, ведь она уже прошла проверку временем. Принципиально новые решения таким путем не появятся, а любые эксперименты подразумевают риск. Мало кто не побоится заняться банджи-джампингом (прыжками на резинке с высоты в несколько метров), сунувшись на совершенно неисследованную территорию. Изменить повседневную рутину, даже если это не связано с рисками, тоже тяжело, как и найти новый необычный способ скрестить руки на груди. Вступив на путь проб и ошибок даже в таком безопасном занятии, легко потерять самообладание: ваша производительность и скорость достижения результата резко падает, а окружающие будут смотреть на эти эксперименты в лучшем случае с недоверием.

Не разрушив консервативные способы работы, однако, трудно проложить принципиально новый путь. А в эпоху, когда общие знания человечества растут по экспоненте, а отдельные люди умнеют по графику простенькой линейной функции, поиск новых, свежих решений — необходимая составляющая успеха. Конкуренция в технологиях похожа на эволюционную гонку, которую биологи с намеком на Кэрролла окрестили «Принципом Черной королевы»: «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте». Чтобы справиться с этой проблемой, Йонас Риддерстрале советует быть готовыми к ошибкам. Если вы хотите вторгнуться в область неизведанного, они неизбежны, поэтому любые инновации по определению влекут за собой риск.

«Творчество и производительность редко идут рука об руку, — продолжал Риддерстрале. — Они плохо смешиваются, как масло и вода». Но что делать, если вы хотите быть успешным предпринимателем, но не желаете пасовать перед будущим?

MBA и полотенце

Риддерстрале дал несколько довольно общих советов. Например, уделять больше внимания подбору персонала. Это раньше нужно было ориентироваться на то, что работник знает и умеет. Теперь же, в постоянно меняющемся мире, ему придется учиться, учиться и… Нет, не учиться, еще раз ему придется переучиваться. Поэтому логично сместить фокус на него самого, его личностные качества, творческий настрой и пластичность, а не «багаж знаний» в конкретный момент времени.

Также, по мнению Риддерстрале, успешному нельзя обойтись и без любви к своей компании. К своему делу (и подбору сотрудников из предыдущего пункта) надо подходить ответственно, как к женитьбе. «Если мы не можем заставить принципы работать на двух людях, то мы не сможем распространить их на 20 или 2200», — пояснил он.

Поинтересовавшись, ходил ли кто-то в аудитории на свидания, назначаемые через интернет-приложения, европейский бизнес-гуру сообщил, что в таких приложениях можно встретить аббревиатуру MBA, вот только означать она будет совсем не степень «мастера делового администрирования», а «married but available». «Есть и более активный вариант — married but looking», — добавил Риддерстрале, призвав никогда не останавливаться на достигнутом, присматривая новых партнеров и следя за возможностями, чтобы не упустить идеи перестроек своей модели.

На прощание он поделился маленьким упражнением, помогающим по-новому посмотреть на рутинные действия. Каждый человек, выходя из душа, начинает вытирать тело полотенцем в определенной последовательности: с руки, головы или другой части тела. «Обратите на это внимание завтра и, воспользовавшись свободой, которую дарит нам наш демократический мир, сознательно измените эту привычку, — посоветовал бизнес-гуру. — Вряд ли это само по себе изменит вашу карьерную траекторию, но осознание того, что 350 российских управленцев думают обо мне, стоя посреди ванной с полотенцем, сделает мой день», — пошутил он.

Теории и практики

Второй и третий блок программы, где выступили представители корпораций, во многом перекликались с этой спорной, но впечатляюще красноречивой лекцией в лучших традициях TED Talks.

Так, на пленарной дискуссии первый заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл Комаров рассказал о пяти критериях, по которым в его организации выбирают, стоит ли рискнуть и поддержать стартап или идею. Оказывается, в таких случаях «Росатом» обращает внимание на то, есть ли у них подходящее производство, работают ли в корпорации специально обученные сотрудники, которым это можно поручить, доведена ли технология до конца, есть ли у «Росатома» опыт работы на этом рынке и в чем их конкурентное преимущество. Задав себе такие вопросы, как считает Кирилл Комаров, можно понять, стоит ли браться за дело.

На секции «Внедрение цифровых инновационных технологий в индустрии LifeScience и Agro» о своем опыте рассказали представители российских отделений международных корпораций. Выбравшие эту секцию с удивлением могли обнаружить там такие компании, как Philips. У большинства людей этот бренд ассоциируется с телевизорами и телефонами, однако в России они производят… медицинское оборудование. И путь к этому был тернист. Оказывается, долгое время российский протекционизм не позволял компании открыть отдел разработок в нашей стране. И это при том, что Россия привлекательна для иностранных инвестиций, ведь здесь зарплаты не настолько высоки, чтобы отделение могло пострадать от внезапных «оптимизаций» и сокращений, а квалификация работников лучше, чем в том же Китае. Что интересно, трудятся в филиале компании сейчас те российские специалисты, которые вернулись из Швейцарии, Великобритании и других стран, потому что образовались подходящие для них рабочие места.

Маленькие шаги и фильтр для фармкомпании

Несколько представителей компаний рассказали о своих акселераторах. Так, программа «Grants4Apps — digital life science accelerator» в Bayer руководствуется принципом «Dream big, start small. But most of all… start» («Мечтай масштабно, начинай с малого. Но главное — начинай»). Интересным примером необычного мышления оказалась история с фильтрами Veoly, внутри которых содержатся очищающие воздух растения. На первый взгляд, фармкомпании нет смысла с ними сотрудничать, однако на самом деле очищение воздуха может помочь аллергикам, для которых Bayer производит антигистаминные лекарства (эти слова заставили невольно смахнуть скупую аллергическую слезу, вспомнив о перипетиях антигистаминных препаратов). «Интересен сам нестандартный способ мышления, когда мы не боимся посмотреть на фитофильтры применительно к каждому из продуктов, который у нас есть», — снова призвал к креативу бизнес-партнер компании Bayer Григорий Колесников.

Если после первой секции воодушевляющих теоретических речей почти захотелось заняться предпринимательством, неся в него свет ярких идей и свежесть новизны (ни дать ни взять айнрэндовский атлант), то более практические секции быстро «приземлили» этот полет фантазии. И это, пожалуй, правильно, ведь «не бояться ошибок» и «делать рискованные шаги» тоже нужно осмотрительно — с оглядкой на экономическую ситуацию, особенности ведения бизнеса и менталитет в конкретной стране.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.