Политический кризис вокруг Катара угрожает поставкам гелия
Разрыв дипломатических отношений между Катаром и соседними государствами может ударить по поставкам гелия — важного для физики и медицины газа. Дело в том, что в Катаре сосредоточена четверть мирового промышленного производства гелия. Об этом сообщает Physics World. Подробнее о том, почему отношения между Катаром и соседними государствами в последнее время ухудшаются, Indicator.Ru уже писал.
Гелий — второй элемент периодической системы Менделеева, инертный газ, второй по распространенности во Вселенной. На Земле, однако, его не очень много. Атмосфера содержит примерно пять объемных частей на миллион, и эта концентрация, по-видимому, сохраняется: убыль вследствие оттока из верхних слоев атмосферы компенсируется появлением в земной коре в результате радиоактивного распада. Сжиженный гелий используется как охлаждающая жидкость во многих физических и медицинских приборах, а также в производстве, например, полупроводников.
Сейчас гелий добывают как попутный газ вместе с газом природным. Часто гелием просто пренебрегают и выбрасывают в атмосферу, но на некоторых месторождениях его улавливают, сжижают и готовят к транспортировке. Сегодня в мире располагается около 20 крупных очистительных заводов, а основные игроки на этом рынке — это Алжир, Австралия и Катар. Последний собирался увеличить свою долю с 25% до трети к 2018 году.
Существенная часть экспорта и импорта Катара проходила через Джебель-Али в Объединенных Арабских Эмиратах, но эта страна разорвала отношения с Катаром, поэтому такой путь закрыт. Частично Катар отправляет гелий из собственных портов, но из-за последних событий два завода по сжижению газа в Рас-Лаффане остановлены. Перезапустить их мгновенно не получится, а контейнеры для гелия нагреются, что плохо, так как для того, чтобы привести их в рабочее состояние, также нужно время и бережное обращение. Пока кризис не разрешился, поставщики в Европе и Восточной Азии начинают сокращать запасы гелия. Конечные потребители надеются, что ситуация изменится до того, как потребуется введение режима распределения. Никакой системы приоритизации не существует, поэтому научные и медицинские потребители могут пострадать больше всего.