Опубликовано 09 февраля 2018, 18:38

К 2020 году скутеры будут загрязнять воздух больше, чем остальной наземный транспорт

К 2020 году скутеры будут загрязнять воздух больше, чем остальной наземный транспорт

© BelleDeese/Pixnio

Ученые провели аналитическое исследование морфологии и химического состава твердых частиц в выхлопных газах мотоциклов. Исследование международного коллектива ученых с участием сотрудников Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) финансировалось грантом Российского научного фонда. Статья с результатами опубликована в журнале Toxicology Reports.

Даже оснащенные системой дожигания вредных газов современные двигатели мотоциклов становятся источником выброса большого количества твердых частиц с высоким содержанием полиароматических углеводородов (ПАУ) размером менее десяти микрометров. Твердые частицы такого размера, в зависимости от химического состава, считаются самыми вредными для здоровья человека и окружающей среды, что подтверждается исследованиями. Мотоциклы и скутеры, несмотря на малый объем их двигателей, обгоняют по выбросу в атмосферу подобных вредных частиц даже дизельные автомобили.

ПАУ – опасные химические вещества, серьезные загрязнители атмосферы, токсичные для человека. Многие их соединения классифицируются как канцерогенные, приводящие к мутациям или чреватые пороками развития для различных микроорганизмов. ПАУ могут находиться в атмосфере в виде аэрозольных взвесей неопределенно долго потому что они нерастворимы в воде и микроорганизмам трудно их перерабатывать.

Исследование проводилось для транспортных средств, эксплуатируемых на территории Приморского края. Изучению подверглись мотоциклы, скутеры, квадроциклы и водные мотоциклы, всего 44 штуки, оснащенные разными типами двигательных и топливных систем. В результате выяснилось, что четырехтактные инжекторные двигатели мотоциклов более безопасны в экологическом плане, чем двухтактные и карбюраторные. Также ученые ДВФУ предположили, что к 2020 году двухтактные двигатели скутеров станут в Европе более серьезным источником загрязнения, чем все остальные наземные транспортные средства вместе взятые.

Основываясь на полученных данных, авторы делают вывод о том, что опасность двигателей мотоциклов для окружающей среды существенно недооценена. Учитывая мировой рост производства и продаж мотоциклов, особенно в Азии и Африке, остаточные продукты, не распавшиеся в результате процесса внутреннего сгорания в двигателях мотоцикла, становятся серьезным фактором, влияющим на экологию. В статье также отмечается, что частицы размером от 0,5 до 2,5 микрометров играют решающую роль в распределении солнечного света. Абсорбируя солнечные лучи, они становятся причиной различных микроклиматических эффектов.

«Необходимо проводить дальнейшие исследования токсических эффектов ПАУ, которые содержатся в выхлопных газах мотоциклов и оказывают негативное воздействие на здоровье человека и благополучие окружающей среды, – заявил Кирилл Голохваст. – Результаты будущих исследований могли бы помочь не только пониманию существующих рисков для человека и природы, но и разработке новых стандартов эффективного контроля выброса в атмосферу подобного рода частиц».

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.