Опубликовано 10 июля 2020, 13:23

Кошки оказались спутниками человека при движении по Шелковому пути

© Maxim Shemetov/Reuters

Международная команда исследователей при участии специалиста из НИУ ВШЭ провела анализ почти полного скелета кошки, найденного во время раскопок вдоль бывшего Шелкового пути в Южном Казахстане. Возраст находки составил более тысячи лет. Благодаря ей ученые смогли раскрыть подробности отношений между людьми и домашними животными в те времена. Статья об открытии опубликована в журнале Scientific Reports.

Во время раскопок на раннесредневековом городище Янгикент на юге Казахстана исследователи обнаружили очень хорошо сохранившийся скелет кошки. По словам исследователей, такая находка довольно редка, потому что обычно во время раскопок находят только отдельные кости животного, из-за чего невозможно сделать какие-либо систематические выводы о его жизни.

«Человеческий скелет похож на биографию этого человека. Кости дают очень много информации о том, как жил человек и что он испытывал в течение жизни, — говорит одна из исследователей, сотрудница Галле-Виттенбергского университета Эшли Харуда. — В этом случае, однако, исследователям повезло: после его смерти кот, по-видимому, был похоронен, и поэтому весь череп, включая его нижнюю челюсть, фрагменты верхней части тела, ноги и четыре позвонка остались в хорошей сохранности».

Исследование скелета кота выявило удивительные подробности его жизни. Сначала команда сделала 3D-снимки и рентген его костей. Оказалось, что кошка за свою жизнь получила несколько переломов, но выжила. Изотопный анализ образцов костей также предоставил команде информацию о питании животного. По сравнению с собаками, найденными во время раскопок, и другими кошками из того периода времени, рацион этого кота был очень богат белком. Скорее всего, по словам ученых, его кормили люди, с тех пор как животное к концу своей жизни потеряло почти все зубы.

Анализ ДНК также доказал, что животное действительно могло быть домашней кошкой вида Felis catus L., а не близкородственной дикой степной кошкой. По словам авторов работы, примечательно, что кошек в то время — около 775–940 годов н. э. — уже держали в качестве домашних животных. «Огузы были людьми, которые держали животных только тогда, когда они были необходимы для жизни. Собаки, например, присматривали за стадом. А вот хозяйственного применения для кошек они, судя по всему, не видели, — объясняет Харуда. — Тот факт, что люди в то время содержали и заботились о таких "экзотических" животных, указывает на культурные изменения, которые, как считалось, произошли в гораздо более поздний период в Центральной Азии. Считалось, что этот регион не торопился вносить изменения в сельское хозяйство и животноводство».