Опубликовано 01 февраля 2017, 14:11

Совет по науке при Минобре раскритиковал «Карту российской науки»

Совет по науке при Минобре раскритиковал «Карту российской науки»

© Anton Belitsky/Global Look Press

31 января 2017 года в Москве прошло семнадцатое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ. В работе Совета приняли участие министр образования и науки РФ Ольга Васильева и заместитель министра образования и науки РФ Григорий Трубников. Об итогах заседания сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию Indicator.Ru.

Совет заслушал доклад директора департамента науки и технологий Сергея Матвеева о подведении итогов конкурса научных проектов, выполняемых в рамках госзадания в подведомственных МОН вузах. В целом Совет положительно оценивает данный конкурс и его итоги. Однако, по мнению Совета, при его проведении были соблюдены не все необходимые процедуры для полноценного конкурса научных проектов. В связи с этим обсудили вопрос об организации экспертизы при проведении конкурсов научных проектов и приняли соответствующий документ.

Кроме того, было отмечено, что при проведении конкурса организаторы получали связанные с проектами наукометрические параметры из «Карты российской науки». Совет считает, что за четыре года своего существования этот инструмент так и не достиг сколько-нибудь удовлетворительного качества. Значительная часть представляемых «Картой российской науки» сведений ошибочна и не может быть адекватно использована. Это создало значительные трудности при подведении итогов рассматриваемого конкурса. Совет призывает министерство впредь не использовать «Карту российской науки» для каких-либо целей. Вместо этого Совет предлагает использовать перечень общепринятых баз данных по различным областям.

Наконец, Совет обсудил проект плана реализации Стратегии научно-технологического развития РФ и внес дополнительные предложения в этот план. В рамках рассмотрения этого вопроса секция молодых ученых Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ подготовила заявление. Там сообщается, что существующие инструменты по поддержке молодых ученых приводят к тому, что по достижению порогового возраста поддержка прекращается, а молодые ученые еще не достигают самостоятельного уровня, что стимулирует их отъезд в зарубежные университеты и научные центры. Секция считает, что решение существующих кадровых проблем настоятельно требует изменения существующей модели поддержки молодых ученых и переход к модели поддержки роста молодых ученых. В документе описываются конкретные шаги по реализации новой модели.

В принятом на заседании документе говорится о необходимости увеличивать роль распределения финансирования на конкурсной основе. При этом качественно проведенный конкурс может помочь адресно финансировать наиболее перспективные научные группы и стимулировать исследователей на работу над самыми актуальными темами.

Также в документ выделены этапы проведения конкурсов. Вначале определяются цели, задачи и правила конкурса, формируются экспертные панели. После объявления конкурса проводятся оценка и ранжирование проектов, их рецензирование и рассмотрение экспертами, после чего объявляются результаты и подводятся итоги.