Опубликовано 12 марта 2019, 12:41

В Австралии найдены останки нового травоядного динозавра

Galleonosaurus dorisae в представлении художника

© James Kuether

Австралийские ученые обнаружили пять фрагментов верхних челюстей небольшого динозавра возрастом 125 млн. лет. Новому виду присвоено название Galleonosaurus dorisae. Об исследовании сообщают на страницах Journal of Paleontology.

Меловой период — эпоха расцвета динозавров — берет свое начало 145 млн. лет назад. Климат тогда был теплее прежнего: средняя годовая температура колебалась около 25°С. Буйно цвели покрытосеменные растения, в море было великое разнообразие аммонитов, белемнитов, брахиопод, двустворок и морских ежей, а на суше господствовали гигантские ящеры. На рубеже 66 млн. лет назад этому благоденствию пришел конец: 10-километровый астероид ударил в Землю, оставив отметину на полуострове Юкатан и стерев с лица земли львиную долю видов. Динозавры не смогли оправиться после удара.

В меловом периоде восточная граница Австралии представляла собой массив активных вулканов. Образованные в ходе многочисленных извержений осадочные породы выносились крупными реками глубже на запад, где они формировали осадочные бассейны. Один из таких бассейнов и послужил источником находки.

«Мы нашли 5 фрагментов верхних челюстей нового вида динозавров — Galleonosaurus dorisae. Несмотря на то, что мир, в котором обитало это животное, исчез уже сотни миллионов лет назад, мы, как "путешественники во времени", получаем возможность прикоснуться к этому миру через окаменелости», — сообщает доктор Мэтью Херн, постдокторант Университета Новой Англии и соавтор публикации.

Фрагменты челюсти Galleonosaurus dorisae

© Herne et al.

Кости принадлежат маленькому растительноядному представителю орнитоподов, бегавшему на задних ногах по юго-востоку австралийского штата Виктория всего 125 млн. лет назад. И если рацион животного легко было определить по форме зубов и строению челюсти, то для того, чтобы установить факт хождения на двух ногах, потребовалось провести генетический анализ.

Первую часть имени зверь получил в честь парусного галеона, перевернутый корпус которого так напоминает челюсть динозавра, вторую — в честь австралийского палеонтолога Дорис Сигетс-Виллиерс.

Результаты анализа выявили, что галеонозавр — близкий родственник маленького орнитопода Diluvicursor pickeringi, открытого доктором Херном и его командой в 2018 году на раскопках вдоль мыса Отвей. «Примечательно, что и челюсти Galleonosaurus и неполный скелет Diluvicursor были погребены в вулканических отложениях на дне мощных рек, — комментирует доктор Херн. — Тем не менее, галеонозавр примерно на 12 миллионов лет старше своего родственника».

Также была установлена генетическая близость нового вида с Qantassaurus intrepidus, обнаруженным еще в 1999 в этой же местности. Разница заключается в том, что Qantassaurus обладает более короткой и крепкой мордой. Ученые полагают, что динозавры предпочитали употреблять разные виды растительной пищи, что и привело к различию в строении и, что особенно важно, позволило им сосуществовать на одной территории.