Опубликовано 18 сентября 2019, 12:28

Ученые обнаружили один из старейших видов птиц в мире

Протодонтоптерикс в представлении художника

© Canterbury Museum

Исследователи идентифицировали самый древний — и один из самых небольших — вид пелагорнитид, который назвали Protodontopteryx ruthae . Возраст его останков — 62 млн лет. Статья ученых опубликована в журнале Papers in Palaeontology.

Пелагорнитиды представляют собой древний род огромных ложнозубых птиц, размах крыльев которых достигал пяти метров. Ранее считалось, что они произошли из Северного полушария. Но работа немецких и новозеландских ученых опровергает эту теорию.

Палеонтолог-любитель обнаружил ископаемый образец птицы возрастом 62 млн лет в долине реки Уайпара вместе с останками описанных ранее в этом году гигантских пингвинов. Тщательный анализ показал, что птица является новым видом — Protodontopteryx ruthae. Необычно было как то, что обнаружена она была в Новой Зеландии, так и то, что была намного меньше, чем ее сородичи. В то время, как протодонтоптерикс был сравним по размерам с современной чайкой, размах крыльев его потомков мог достигать 6,4 метра. В ходе своей работы команда ученых провела компьютерное моделирование и воссоздала внешний вид птицы, а также сделала предположения относительно ее среды обитания и высоты полета.

Скелет протодонтоптерикса предполагает, что он был менее приспособлен для полетов на дальние расстояния, чем более поздние пелагорнитиды, и, вероятно, летал на небольшие дистанции от своего места обитания. Его короткие, широкие псевдозубы, вероятно, были предназначены для ловли рыбы. Более поздние виды имели иглообразные зубы, которые, вероятно, использовались для ловли мягкотелой добычи, такой как кальмары.

«Поскольку протодонтоптерикс был менее приспособлен к постоянному парению, чем другие известные пелагорнитиды, мы можем теперь сказать, что ложнозубые птицы начали свою эволюцию до того, как стали мастерами планирования в воздушных потоках», — отметила доктор Ванесса де Пьетри, сотрудник Общеста по изучению живой природы им. Зенкенберга.

Последний вид пелагорнитидов вымер примерно 2,5 миллиона лет назад, как раз перед тем, как появились современные люди. Исследование этого рода птиц позволит пролить свет на их эволюцию, особенности среды обитания и обстоятельства гибели.