Опубликовано 09 апреля 2021, 12:16
9 мин.

«Проект 5-100» умер, да здравствует «Приоритет-2030»?

Ассоциация «Глобальные университеты» обсудила итоги завершившейся программы поддержки вузов
«Проект 5-100» умер, да здравствует «Приоритет-2030»?

© Antonia Kerle/Max Pixel/Indicator.Ru

Что «Проект 5-100» дал российскому высшему образованию в целом, можно ли не достичь основной цели и остаться успешным, как программой пользовались университеты и что придет программе на смену и какие проблемы могут возникнуть у новой программы академического лидерства — в репортаже Indicator.Ru.

Рейтинги и публикации

Заседание ассоциации «Глобальные университеты» началось с приветственного слова ее председателя Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Он порадовался, что наконец-то смог лично встретиться с коллегами, после чего перешел к основной теме заседания.

А темой этой было подведение итогов «Проекта 5-100». Кузьминов поведал о ключевых результатах этой программы. «Это один из самых успешных проектов», — заявил он. Затем он перешел к короткой справке о том, что многие страны мира сегодня запускают программы академического лидерства и вкладывают в них колоссальные средства. И результаты программ впечатляют. Кузьминов отметил, что Россия включилась в этот процесс достаточно поздно, но очень эффективно.

Успех программы ректор ВШЭ продемонстрировал статистическими данными. Если в 2013 году в предметных рейтингах QS было всего четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, то в 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, которые заняли 448 позиций. Это рост в 15,5 и 26,4 раз. Что особенно важно, расширилось представительство российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, где в 2021 году места занимали 17 вузов на 60 позициях. 10 университетов из них, занимающие 29 позиций представляли «Проект 5-100». Вполне неплохой результат, учитывая, что 20 позиций, или треть всех позиций российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, занимает МГУ имени М.В, Ломоносова, в программу не входящий. При этом, как отметил Кузьминов, российские вузы присутствуют как в естественных и технических науках, так и в гуманитарных.

Ректор ВШЭ также обратил внимание и на вклад университетов программы в российское образование. К 2021 году на 6 баллов вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, тогда как у остальных российских вузов — на 3. Кроме того, сегодня половина победителей олимпиад предпочитает поступать в университеты 5-100, предпочитая их традиционным «магнитам» для олимпиадников, таким как МГУ и СПбГУ. Это говорит и о том, что программа помогла поднять престиж отечественных университетов внутри страны. Также вузы 5-100 смогли несколько замедлить отток квалифицированных ученых, хотя проблема сохраняется.

«Проект 5-100» поспособствовал и экспорту российского образования за границу. За годы программы в вузах-участниках в 2,6 раз в среднем выросло количество иностранных студентов на один вуз и в 2,4 раза — иностранных аспирантов. Каждый пятый иностранный студент в России сегодня обучается в вузах 5-100, сообщил Кузьминов. Кроме того, Ассоциация «Глобальные университеты» проводит уникальную олимпиаду Open Doors, которая позволяет иностранцам поступать в любой университет России. Выросло и количество иностранных преподавателей.

Вузы 5-100 также выступили инициаторами развития цифрового образования в России. Они принимали активнейшее участие в разработке Национальной платформы онлайн образования, а также создавали курсы для международной платформы Coursera.

Рассказывая об успехах «Проекта 5-100», Кузьминов не мог не затронуть повышение количества публикаций за год. Хотя результатов за последний год пока нет, итоги 2019 года все равно были впечатляющими и дали представление об общей картине. Их количество выросло в 4,2 раза. А цитирование за пять лет возросло в 6,4 раза. Сегодня 37% всех публикаций российских университетов приходится на вузы 5-100, а доля их цитирования — 31%.

Также ректор ВШЭ отметил, что в вузах 5-100 значительно возрос объем НИОКР. При этом университеты программы занимают лидирующие позиции по зарплате своих выпускников.

Финансовая сторона вопроса

На заседании также выступила директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушина. Она рассказала об итоге комплекса мероприятий по анализу эффективности программы «Проект 5-100». Счетная палата провела два мероприятия. Одно из них было экспертно-аналитическим, и в его рамках орган изучал эффективность мер государственной поддержки университетов в целом. А в рамках второго, контрольного мероприятия, Счетная палата оценивала результаты трех конкретных университетов, представляющих собой разные группы по направлению и финансированию. Это были Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Университет ИТМО и Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ).

Меркушина обратила внимание на финансовую сторону «Проекта 5-100». Она отметила что в 2016-2019 годах доля программы в общем финансировании высшего образования сократилась с 4 % до 2,9%. Она также отметила, что заложенные в программу механизмы финансирования не позволили полностью реализовать предметную специализацию университетов. Кроме того, сложившаяся система внутри программы усилила диспропорции среди вузов. Университеты первой группы получали в 6-7 раз больше средств, чем университеты третьей группы. При этом вузы практически не переходили из группы в группу.

Тем не менее, наблюдается заметный прогресс в рейтингах. Восемь университетов-участников попали в топ-100 предметных рейтингов. Общее число вузов в них также увеличилось, что стало возможным в том числе благодаря формированию принципиально новых специализаций в отдельных университетах, например, медицины в КФУ. Также в целом увеличилось присутствие в рейтингах российских вузов.

Другой важный фактор — увеличение количество публикаций у участвующих в программе университетов. Причем не просто публикаций, а публикаций в журналах первого квартиля, то есть самых авторитетных. Почти половина всех публикаций в таких изданиях приходится на вузы 5-100, отметила Меркушина. Также выросли показатели, связанные с иностранными студентами и преподавателями, количеством молодых специалистов среди сотрудников университетов. Изменилась в положительную сторону и система управления. Наблюдательные советы получили новые функции, появились международные советы.

Однако общий объем финансирования был недостаточным для полноценной трансформации. В большинстве университетов средства, полученные в рамках программы, составляли менее 10% от общего дохода. В некоторых, например, ДВФУ и СФУ, доля субсидий составляла всего 1-1,5%.

Тем не менее, представитель Счетной палаты подчеркнула, что «Проект 5-100» привел к существенному прогрессу в российском высшем образовании, хотя заявленная цель и не была достигнута. Программа позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров и встроится в мировые тенденции реализации программ академического превосходства. Кроме того, были заданы новые стандарты и стратегические ориентиры для развития вузов.

Парад университетов

Ректоры вузов-участников также поделились результатами. Никита Анисимов, ректор ДВФУ, рассказал, как «Проект 5-100» помог его университету стать драйвером развития всего макрорегиона. Начало программы для ДВФУ как раз совпало с переездом вуза на остров Русский. Сегодня ДВФУ стал центром инноваций для всего Дальнего Востока, заявил Анисимов.

Михаил Стриханов, ректор МИФИ, рассказал об опыте своего университета. МИФИ стабильно занимает высокие места в мировых предметных рейтингах и лидирующие — в российских. Кроме того, вуз обладает развитой сетью филиалов. 9 из 11 входят в 30% лучших университетов своего региона. МИФИ активно поддерживает свои филиалы по всей стране, помогая развитию регионов, и «Проект 5-100» сыграл в этом свою роль. Также МИФИ активно занимается экспортом образования и готовит кадры для цифровой экономики.

О результатах «Проекта 5-100» рассказал и Андрей Рудской, ректор СПбПУ имени Петра Великого. Он особенно обратил внимание на развитие технологий онлайн-образования и цифровую трансформацию в университете, толчок к чему дал «Проект 5-100». СПбПУ, как сообщил ректор, получил категорию «5 звезд» в области онлайн-образования от рейтингового агентства QS в 2020 году.

А Сеченовскому университету «Проект 5-100» позволил трансформироваться из монопрофильного вуза в многопрофильный, рассказал его ректор Петр Глыбочко. С 2015 по 2020 года в университете вместо 9 факультетов появился 21 институт, в два с лишним раза увеличилось количество предметных категорий Scopus, в 10 раз возросло число публикаций, а также университет попал в предметные рейтинги. Сеченовский университет стал единственным медицинским вузом, который обошел некоторые технические российские учреждения в рейтинге по специальности «инженерные науки», что стало возможным благодаря открытию новых специальностей, которые сочетали медицину с техническими науками.

Также выступила ректор ННГУ Елена Загайнова. Она рассказала об успешном сотрудничестве своего университета с институтами РАН. В частности, в рамках «Проекта 5-100» в вузе было создано 12 лабораторий совместно с институтами Академии наук.

Что придет на смену «Проекту 5-100»?

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук сконцентрировался не на прошедшей программе академического лидерства, а на будущей, которая называется «Приоритет-2030». Она должна способствовать сбалансированному развитию науки и высшего образования во всех регионах страны, повышению роли университетов в социально-экономическом и научно-техническом развитии регионов и России в целом, сокращению разрыва между вузами. «За университетами тянется абсолютно все. Поэтому необходимо повысить их роль в развитии регионов и страны», — отметил Омельчук. Одним из способов может стать поддержка ведущими вузами страны своих коллег в регионах, что предполагается в программе.

Уже разработан ряд механизмов и инструментов, которые будут способствовать эффективному действию программы. Будет сформирован Совет программы, который будет осуществлять общий контроль за ней. В рамках Совета также будут действовать две комиссии, которые займутся мониторингом университетов. Для большей эффективности участвующие в программе вузы будут работать в связке с главами регионов и сообщать им о своих успехах. Университеты будут вступать в консорциумы. А следить за эффективностью с точки зрения науки будет пул экспертов. Также Омельчук отметил важность открытости, публичности и прозрачности результатов новой программы.

Как заявил замминистра, «Приоритет-2030» будет гораздо более широкой программой, чем «Проект 5-100». В нем планируется участие не менее 100 университетов. Омельчук высказал надежду, что программа затронет как минимум половину субъектов РФ. Каждый из участников будет получать около 100 миллионов рублей ежегодно. Кроме того, университеты будут проходить через программу по двум трекам — «исследовательское лидерство» и «территориальное и (или) отраслевое лидерство». В рамках этих треков университеты будут разделены на три лиги, различающиеся объемами финансирования.

Оценивать эффективность того, как университеты идут по программе планируется по нескольким критериям. Среди них, например, объем публикаций и НИОКР. «Здесь надо кратно нарастить объем в вузах. При этом объем должен быть в первую очередь качественный, а не количественный», — заявил замминистра.

Омельчук также отметил, что на пути осуществления программы могут возникнуть препятствия. Однако министерство постаралось их предугадать и разработать механизмы предупреждения проблем. Например, чтобы в рамках программы развития действительно шла деятельность, а не просто ее имитация, будет осуществляться непрерывный мониторинг. А дефицит кадров в управленческих командах университетов планируется преодолеть через повышение их квалификации. «Мы думаем, что дефицит кадров может быть проблемой каждого третьего вуза в программе», — отметил Омельчук. Поэтому могут потребоваться значительные средства на сопровождение программы. Кроме того, может обостриться конкуренция за кадры, особенно в регионах. «Но мы понимаем, что когда нет конкуренции, мы имеем шансы оказаться в состоянии застоя», — считает замминистра.

Затем слово снова взял Ярослав Кузьминов. Он озвучил предлагаемые поправки к программе, которые вкратце можно охарактеризовать как диверсифицирующие. Например, он обратил внимание на то, что показатели эффективности стоит оценивать с учетом области работы университета, его востребованности и положения региона. Это касается и количества публикаций, и заработной платы выпускников, и других положений. Показатели в рейтингах же, отметил он, стоит сохранить как показатель, но они не должны быть определяющими. На данный момент в программе слишком мало показателей для эффективной оценки, отметил ректор ВШЭ. Омельчук отметил в ответ, что дополнительные показатели эффективности будут обсуждены. Но, полагает он, более рационально может быть вводить их уже после запуска программы. Иначе может возникнуть необходимость откладывать старт для доработки всех прописанных показателей. А если их немного, то будет проще начать. Показатели для разных треков будут частично различными, подчеркнул Омельчук.

У каждого университета есть свои традиции сотрудничества и партнеры, поэтому было бы правильно дать им возможность самим выбирать форму консорциума, предложил Кузьминов. Есть смысл создать типовые формы, но не одну обязательную.

Кроме того, был поднят вопрос об экспертизе РАН. Дело в том, что у многих университетов тесные связи с институтами Академии наук, что может вызывать конфликт интересов. Отказываться от экспертизы РАН не стоит, отметил Кузьминов, но для Академии наук имеет смысл привлекать дополнительных экспертов. Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил в ответ, что вопрос уже прорабатывается.