Опубликовано 22 августа 2017, 18:43

Российские древности: Рождественский собор Антониева монастыря

Indicator.Ru рассказывает о храме Антония Римлянина
Российские древности: Рождественский собор Антониева монастыря

© Алексей Паевский

О первой постройке политэмигранта из Европы в Великом Новгороде, о плавании на камне и о кентавре на древнерусской фреске рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».

Великий Новогород удивительно гармонично организован. В самом центре города друг напротив друга стоят два величественных храма: на Софийской стороне — Софийский собор, а напротив — Николо-Дворищенский собор. Края же города, вверх и вниз по течению Волхова, обрамлены двумя монастырями с мощными трехглавыми соборами, построенными в одно время с Никольским храмом. Об одном, Юрьевом, мы уже писали, а о том, который ниже по течению, речь пойдет сейчас.

Верхом на камне

По сообщению позднейших летописей, этот монастырь основан в 1106 году святым Антонием Римлянином, житие которого сообщает удивительные вещи.

Антоний, звавшийся Андреем, якобы приплыл в Новгород на камне, за двое суток совершив чудесное путешествие вокруг Европы. Сначала он просто жил на прибрежной скале, стоя на ней и никуда не сходя, но затем ветер чудесным образом оторвал камень от берега и унес Антония в Новгород.

Любопытно «Сказание о Антонии Римлянине» рисует его маршрут: «от римския страны по теплому морю, из него же и в реку Неву, из Невы в Нево езеро, из Нева же езера в верхъ по реце Волхову противо быстринъ неизреченныхъ, да иже и до места сего камень не приста негдеже». То есть указано «теплое» Средиземное море, но пропущены Атлантический океан, Северное и Балтийское моря.

Икона «Преподобный Антоний Римлянин», XVII в. Реклингхаузен (Германия), Музей икон

Икона «Преподобный Антоний Римлянин», XVII в. Реклингхаузен (Германия), Музей икон

© Wikimedia Commons

Юноша сбежал из Рима, где приверженцев «истинной веры» (византийского толка) преследовали католики. Его выбросило на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. В общем, избавили будущего святого от раздумий о том, где заложить монастырь и какое посвящение ему дать. Кстати, камень этот и сейчас лежит на паперти того самого собора. Правда, совершенно неизвестно, где он плавал 400 лет, ведь один из игуменов монастыря «обнаружил» камень только в середине XVI веке.

Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки. И, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Забавный факт: сначала святой общался через переводчика (найти толмача в Новгороде проблемой не было: город торговый, всякого народу много), а затем, по молитве, Богородица вложила в него знание языка.

Интересно, что сам Антоний Римлянин — вполне реальная личность. Существует два автографа святого, духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония — подлинник и написана до 1131 года; купчая — тоже подлинник, но написана в 1354—1357 годах и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI веке объединили в единый сборник.

Антоний Римлянин в житии. Икона

Антоний Римлянин в житии. Икона

© Wikimedia Commons

Судьба реального Антония как при жизни, так и после смерти не менее интересна. На создание монастыря его благословил епископ Никита, умерший в 1109 году, а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 году. Более 20 лет Антония не делали игуменом созданного им монастыря, поскольку новгородский владыка Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты (к слову сказать, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода), был против.

Самое удивительное, что это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм, на что требовались немалые деньги (бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь.

Современный вид собора

Современный вид собора

© Алексей Паевский

Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода, Антоний официально стал игуменом. Как полагают современные историки, Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом. Отсюда и деньги. Отсюда и поспешное рукоположение, ставшее одним из первых деяний выходца из Киева Нифонта.

Историки не отказывают Антонию и в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками, которая в XI-XII веках принадлежала Византийской империи. За это Антоний и получил прозвище Римлянин. Согласно другой версии, Антоний был выходцем с территории Священной Римской империи. В любом случае, если судить по «Житию», в самом начале своей жизни на Руси Антоний, по абсолютно верному замечанию выдающегося исследователя русской святости Владимира Топорова, был везде чужим. Чужой в Новгороде, чужой в «Риме» — откуда ему по тем или иным причинам надо было бежать. И он достиг в чужом краю очень многого.

Реальный Антоний Римлянин скончался третьего августа 1147 года, о чем свидетельствуют новгородские летописи. Ровно 450 лет он почитался как святой на местном уровне, а в 1597 году был официально канонизирован Русской Православной Церковью. В 1927 году раку с мощами Антония вскрыли, останки первого игумена монастыря были переданы в музей, где потерялись. Однако историк и биолог Денис Пежемский сумел вычленить мощи преподобного из комплекса останков, и в феврале 2016 года их передали митрополиту Новгородскому и Старорусскому.

Необычный собор

Но давайте перейдем к самому храму. Как говорит Новгородская первая летопись, «въ то же лето игуменъ Антонъ заложи церковь камяну святыя Богородиця монастырь». Этот храм не менее необычен, чем его заказчик. Собор Антониева монастыря чуть поменьше первых двух построек эпохи Мстислава: 19,2 на 12,7 метров. Его строили те же мастера, что Благовещенский и Никольский соборы, но иначе.

Николо-Дворищенский собор

Николо-Дворищенский собор

© Алексей Паевский

Недавние архитектурно-археологические исследования показали, что сначала (в 1117-1119 годах) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» — западная часть храма, где во время литургии могут находиться еще не крещенные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой. Лестничная башня – это характерный признак архитектуры XI – самого начала XII века, лестница в ней вела на хоры.

Первый этап строительства

Первый этап строительства

© Григорий Штендер

В алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 году. Фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. К слову, сохранившиеся фрески изуродованы по повелению монастырского руководства: когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи насечки, чтобы держались лучше.

Второй этап строительства

Второй этап строительства

© Григорий Штендер

А что до художественных качеств, так Церковь никогда особо над произведениями искусства не тряслась. Впервые небольшие фрагменты первоначальных фресок были найдены в алтаре в 1898 году. Систематическое их раскрытие началось только в 1919 году и продолжалось с перерывами до 1990-х годов. Сейчас практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы. Считается, что фрески выполняли мастера из Киева.

Фрески алтарных столбов

Фрески алтарных столбов

© Wikimedia Commons

В 1944 году при проведении работ по укреплению древней штукатурки в башне собора была открыта уникальная cветская роспись XII века (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В башне собора рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом и задумано ли. Где-то изображен лев, где-то — существо, похожее на китовраса (кентавра). В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес, ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний.

Лев из галереи

Лев из галереи

© Wikimedia Commons

Реликвии и история

В западном притворе храма рядом с легендарным камнем Антония выставлено десять колоколов Софийской звонницы (XVI-XIX веков), недавно возвращенных в Новгород. Рака Антония тоже здесь, общерусской святыней останки игумена-эмигранта стали в 1597 году, а вот самих мощей в раке пока нет. Впрочем, как мы уже писали, их хотя бы нашли.

Еще сохранилась надгробная деревянная скульптура Антония, исполненная в 1573 году резчиком Евтропием Стефановым. Она сейчас хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Сохранилось довольно много икон из собора Рождества Богородицы. Они отреставрированы, наиболее интересные можно увидеть в экспозиции Новгородского музея.

Надгробная скульптура Антония

Надгробная скульптура Антония

© Wikimedia Commons

Монастырь горел и отстраивался заново. В 1570 году в ходе опричнины погибли настоятель Геласий и все монахи, в 1611 году монастырь разорили шведы.

В 1740 году в Антониевом монастыре была учреждена Духовная семинария — одно из самых старых учебных заведений Российской империи. Из его стен вышли святой Тихон Задонский (строил храмы в Воронеже), архимандрит Фотий.

После революции были закрыты и монастырь, и семинария. Сегодня здесь находится одно из отделений Университета Ярослава Мудрого.

Сейчас монастырский комплекс включает в себя, помимо Рождественского собора с его поздними пристройками, монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII– XIX вв.) и церковь Сретения с трапезной (XVI в.).

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.