Опубликовано 09 ноября 2020, 14:30

Обнаружены самые древние домашние овцы на Алтае

© Tariq Sawyer/National Geographic

Исследователи изучили археологические материалы поселения афанасьевской культуры Нижняя Соору в Центральном Алтае. Им удалось установить, что найденные там зубы животных принадлежат домашним овцам, жившим примерно в 3300–2900 гг. до н. э. Вероятно, это самые древние овцы, которых разводили на Алтае. Результаты работы опубликованы в журнале Archaeological Research in Asia.

Российские ученые совместно с коллегами из Германии смогли определить окаменелости зубов животных, обнаруженные на раскопках поселения Нижняя Соору на участке террасы одного из притоков реки Каракол в Онгудайском районе. Ранее предполагалось, что эти зубы принадлежат домашним овцам, поскольку на Алтае в период энеолита дикие формы не водились. Анализ ДНК митохондриального гена цитохрома b из пяти образцов возрастом около пяти тысяч лет подтвердил, что найденные зубы принадлежат овцам. Сравнение их геномов с другими геномами из открытого банка генетических данных показало: эти овцы действительно домашние. Радиоуглеродное датирование зубов с помощью масс-спектрометрии определило хронологический диапазон: 3300–2900 гг. до н. э. Таким образом, ученые получили подтверждение, что изучаемые ими останки принадлежат самым древним овцам на Алтае.

В конце IV тысячелетия до н. э. на Алтай мигрировали племена европеоидов, которые оказались первыми, кто системно занимался скотоводством на этой территории. Археологи исследовали в основном погребальные комплексы афанасьевской культуры, а система жизнеобеспечения оставалась слабо изученной. В основном ученые находили смешанные культурные остатки, среди которых было сложно выделить кости животных, связанных именно с афанасьевской культурой.

«Наше комплексное исследование является важным для установления хронологической точки отсчета распространения домашних овец во Внутренней Азии, — рассказал порталу «Наука в Сибири» один из авторов работы, профессор Алтайского государственного университета Алексей Тишкин. — Мы планируем провести дополнительные работы на поселении Нижняя Соору. Не только для того, чтобы в дальнейшем получить дополнительную информацию об овцах, хозяйстве и рационе питания представителей афанасьевской культуры, но и с целью сохранить этот уникальный археологический памятник от интенсивного разрушения».

Ранее ученые исследовали кости овец периода ранней бронзы, найденные на территории равнинного Алтая. Полученные тогда данные планируется сравнить с результатами изучения овец со стоянки Нижняя Соору. Параллельно археологи изучают процессы одомашнивания и использования в древности лошадей. Костные останки этих животных также найдены на стоянках афанасьевской культуры, но их детальное исследование еще не проводилось. Афанасьевцы могли охотиться на лошадей, однако не исключено, что они их одомашнивали.