Опубликовано 16 ноября 2020, 16:56

Эффективность противоопухолевой терапии можно повысить с помощью ферроптоза

© AACR

Ученые из России, Италии и Бельгии впервые показали, что на ранних этапах гибели раковых клеток по пути ферроптоза происходит выброс специфических молекул, которые способствуют привлечению и созреванию антиген-презентирующих клеток и последующей активации иммунного ответа. Статья опубликована в Journal for Immunotherapy of Cancer.

Развитие злокачественных новообразований и их устойчивость к терапии во многом определяются уходом опухолевых клеток из-под иммунологического контроля. Применение методов, запускающих гибель опухолевых клеток по иммуногенному пути, позволяет активировать специфический иммунный ответ, который вступает в борьбу со злокачественными клетками, что определяет долговременную ремиссию или даже полное выздоровление пациента.

Сотрудники Института биологии и биомедицины ННГУ совместно с коллегами из Гентского и Болонского университетов исследовали возможность повышения эффективности противоопухолевой терапии посредством активации недавно открытого механизма клеточной гибели — ферроптоза. Авторы показали, что на ранних этапах гибели раковых клеток по пути ферроптоза происходит выброс специфических молекул (DAMPs), которые способствуют привлечению и созреванию антиген-презентирующих клеток (дендритных клеток) и последующей активации иммунного ответа.

«На животной модели профилактической вакцинации такими умирающими опухолевыми клетками установлено значимое замедление роста экспериментальной опухоли», — отмечает одна из исследователей, директор ИББМ ННГУ Мария Ведунова.

В настоящее время исследователи продолжают активное изучение механизмов данного вида клеточной смерти и считают, что этот экспериментальный подход в будущем может быть использован как новый способ эффективной борьбы с опухолями, плохо поддающимися традиционной терапии.