Опубликовано 25 мая 2017, 13:59

Вещество из тайского паразита поможет заживлять раны

Opisthorchis viverrini

© Wikimedia Commons

Австралийские ученые смогли синтезировать белок, который является аналогом природного белка гранулина, найденного в паразите Opisthorchis viverrini. Это вещество поможет избежать ампутации при лечении ран. Результаты работы представлены в Journal of Medicinal Chemistry.

Большую опасность для курильщиков, диабетиков и пожилых людей представляют гнойные раны, так как заживают они долго и сложно, особенно на ногах. Зачастую лечение заканчивается ампутацией. Плохое заживление связано с ухудшением кровообращения и снижением иммунитета у людей.

Теперь медики из Университета имени Джеймса Кука нашли вещество, которое поможет залечивать раны. Это белок под названием гранулин, который ученые обнаружили у тайского паразита. Найденный белок стимулирует рост клеток в организме паразита. Беличья двуустка (Opisthorchis viverrini), распространенная в Тайланде и Лаосе, вызывает у людей описторхоз. Его проще всего подхватить, употребляя в пищу сырую рыбу. Паразиты локализуются в печени и желчном пузыре. Одно из самых серьезных последствий описторхоза — рак печени.

С помощью метода ядерного магнитного резонанса ученые исследовали сложную структуру белка. Им нужно было точно установить, как уложена цепь из аминокислот. По словам ведущего автора статьи, форма и укладка имеют решающее значение: ведь есть разница, кидать комок бумаги или метать хорошо сложенный бумажный самолетик.

После тестирования различных синтезированных сегментов, ученые выяснили, какую связь нужно внести в белок, чтобы стабилизировать его структуру. Можно сказать, что исследователи нашли дополнительную складку, которая помогла «белковому самолетику» угодить прямо в цель — вылечить рану. Синтезированный белок продемонстрировал эффективное заживление ран у мышей.