Описаны речевые навыки русскоязычных детей-аутистов
Ученые из НИУ ВШЭ впервые описала особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис и дискурс) при помощи теста, который учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка. Исследование опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorders.
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ провели масштабное речевое тестирование русскоязычных детей с РАС. Для тестирования ученые использовали разработанный ими тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций). Тест позволил оценить порождение и понимание речи на уровне фонологии, лексики, грамматики и дискурса. При этом он также учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка.
По статистике 2020 года РАС встречаются у каждого 54-го ребенка в США. При этом нарушения речевого развития у детей с РАС встречаются приблизительно в 75% случаев. Ряд работ, написанных на разных языках, направлен на выявление специфических особенностей речи детей с РАС. Однако до сих пор практически ничего не было известно о речевых навыках русскоязычных детей с РАС. В тестировании, проведенном авторами, приняли участие 82 ученика начальной школы с диагнозом РАС. Каждый ребенок прошел 11 субтестов КОРАБЛИКа, а также 2 дополнительных субтеста на лексику и фонологию. У детей также был измерен уровень невербального интеллекта (IQ), а степень проявления аутистических черт была установлена при помощи опросника Autism Spectrum Quotient: Children’s Version. Результаты показали, что дети с РАС демонстрировали гораздо худшие результаты, чем типично развивающиеся дети, по всем субтестам, кроме самого простого — на повторение слов. Лучше всего дети с РАС справлялись с называнием и пониманием отдельных слов.
«Для нас в этой работе было важно выявить специфические речевые профили русскоязычных детей с РАС на разных лингвистических уровнях и понять, как возраст, невербальный IQ, тяжесть аутизма могут влиять на степень нарушений речи», — рассказывает соавтор статьи Вардан Арутюнян.
Уровень невербального IQ влиял на степень речевого развития практически по каждому субтесту — чем выше было невербальное развитие ребенка, тем выше и языковое. При этом возраст и степень тяжести аутизма не были связаны с речевыми навыками.
Ученые выделили подгруппы детей с РАС в соответствии с их речевыми навыками по каждому субтесту — группы детей с нормальным речевым развитием, с пограничным и с нарушенным. Количество детей, которые были в пределах нормы, зависело от лингвистического уровня. При усложнении речевого уровня уменьшался процент детей с нормальным речевым развитием. При этом один и тот же ребенок по одним навыкам может быть на уровне нормы, а по другим — нет. Поэтому важно проводить комплексное тестирование с помощью инструмента, который оценивает все уровни языка. Это позволит правильно оценить уровень речевого развития и грамотно выстроить направленную коррекцию и реабилитацию речи.