Опубликовано 30 июня 2020, 16:46

Найден потенциальный антибиотик нового поколения

© Maryn McKenna/Flickr

Исследователи из России, Германии и США выяснили, как тетраценомицин действует на рибосомы клеток человека и бактерий. Новое соединение может стать основой перспективных антибиотиков. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Сhemical Biology.

Антибиотикорезистентность может возникать у микроорганизмов спонтанно из-за произвольных мутаций или неправильного применения противомикробных препаратов. Согласно ВОЗ, лечение все большего количества инфекций, включая пневмонию, туберкулез и заражение крови, становится осложнено резистентностью микроорганизмов к антибиотикам.

Большая часть веществ этого класса использует всего три механизма: нарушение процессов образования клеточной стенки, нуклеиновых кислот или белков. Больше половины известных антибиотиков нарушают синтез белка рибосомами. Поэтому сегодня исследователи стараются найти противомикробные препараты среди ингибиторов рибосом.

Исследователи НИИФХБ имени А. Н. Белозерского и Института функциональной геномики МГУ, Сколтеха, Гамбургского и Иллинойсского университетов проанализировали, как тетраценомицин действует на рибосомы бактерий и человека. Тетраценомициновые антибиотики были обнаружены более 40 лет назад, и довольно долго ученые предполагали, что их противомикробные свойства связаны с воздействием на ДНК бактерий. Новое исследование показало, что тетраценомицин действует на большие субъединицы рибосом, а не на генетический материал клеток.

Кроме того, авторы показали, что молекула тетраценомицина ингибирует трансляцию белков как с бактериальной, так с человеческой рибосом. Это значит, что если соединение и может быть антибиотиком, то потенциально опасным для человека. Ученые предполагают, что это соединение можно модифицировать и снизить цитотоксичность. Исследователи показали, что связывание тетраценомицина с рибосомами происходит по уникальным позициям, которые недоступны для других групп антибиотиков. По структуре тетраценомицин похож на представителей группы тетрациклинов, которые тоже нарушают синтез белка, но связываются совсем с другим участком рибосомы.