Опубликовано 22 декабря 2020, 18:07

Продолжительность жизни мужчин и женщин может зависеть от разного метилирования ДНК

© Todd Berkey/Getty Images

Итальянские и российские ученые провели масштабный анализ возрастных изменений метилирования ДНК у мужчин и женщин. Исследование предлагает принципиально новый подход, раскрывающий ранее не известные молекулярные механизмы гендерных различий в продолжительности жизни, изучение которых в будущем поможет предотвратить развитие возрастных заболеваний. Статья опубликована в журнале Aging.

Ученые из Университета Лобачевского совместно с коллегами из Болонского университета провели у мужчин и женщин анализ зависимых от возраста изменений метилирования ДНК, которые регулируют работу генов. Уровень метилирования некоторых генов растет или убывает с возрастом равномерно и, измеряя этот уровень, можно оценить внутренний возраст клеток организма. Эти и другие эпигенетические изменения позволят оценить «биологический» возраст организма.

Независимо от расовой принадлежности, места проживания, средней продолжительности жизни в регионе, уровня медицинского обслуживания, материнской смертности и других факторов — женщины в среднем живут дольше мужчин. Где-то эта разница составляет всего 2–3 года, в некоторых регионах России она достигает восьми и даже 12 лет. Ученые подчеркивают, что риск возрастных заболеваний напрямую зависит от возраста человека, но не столько от «хронологического», сколько от «биологического».

Известно, что существуют участки ДНК с разными траекториями возрастных изменений метилирования у мужчин и женщин. Анализ таких сайтов и функциональной активности генов, к которым они относятся, указывает, что это не только локусы, связанные с гормональной регуляцией, но и гены, имеющие общебиологические функции. Таким образом, среди большого количества генов, изменяющих метилирование с возрастом, существует небольшая, но значимая группа, в которой возрастные изменения происходят у мужчин и женщин по-разному. Например, это ген FIGN, кодирующий белок, который участвует в делении клетки, и ген PRR4, кодирующий белок, который обладает противомикробными свойствами. Дальнейший анализ показал, что с возрастом увеличивается разброс уровня метилирования, причем увеличение вариабельности метилирования у мужчин в 15 раз выше, чем у женщин.