Опубликовано 25 ноября 2019, 16:06

Найден защищающий нервные клетки от гипоксии механизм

© Sally Sue/ICC

Исследователи из России и Германии изучили факторы, которые влияют на гибель нервных клеток при воздействии на них низких концентраций кислорода, например при ишемии. Статья об этом была опубликована в журнале Oxidative Medicine and Cellular Longevity.

Гипоксия представляет собой недостаток кислорода в клетках того или иного органа. Опаснее всего развитие гипоксии в головном мозге, так как длительное нахождение в этом состоянии приводит к гибели нервных клеток и связей между ними. Поскольку нейронные сети отвечают за обработку, хранение и передачу информации в головном мозге, потеря элементов сети может привести к нарушению функций центральной нервной системы, а, следовательно, развитию неврологического дефицита и инвалидности.

Поэтому ученые со всего мира ведут поиски соединений, которые способны отсрочить гибель нервных клеток в условиях недостатка кислорода и дать врачам время для лечения причины гипоксии. В своей новой работе ученые из России и Германии, поддержанные грантом Российского научного фонда, предлагают задействовать в борьбе с гипоксией собственные силы человеческого организма.

«В нашем исследовании особое внимание уделено глиальному нейротрофическому фактору (GDNF). Эти сигнальные молекулы не только принимают активное участие в росте и развитии нервных клеток в эмбриональном периоде, но также задействованы в защите и адаптации клеток головного мозга при воздействии различных стресс-факторов во взрослом состоянии», — отмечает одна из исследователей, директор Института биологии и биомедицины ННГУ Мария Ведунова.

Исследование показало, что активация нейротрофического фактора GDNF препятствует гибели нервных клеток и способствует поддержанию активности нейронных сетей после перенесенного состояния гипоксии. Для выяснения этого ученые добавляли GDNF в концентрации 1 нг/мл к клеткам, находящимся в условиях недостатка кислорода, и следили за их жизнедеятельностью. Также исследователи выявили, какие молекулы помогают GDNF реализовывать защитное действие. Ими оказались ферменты класса киназ — RET, AKT1, Jak1 и Jak2t.

Понимание принципов работы нейронных сетей при развитии гипоксии, а также механизмов защитного действия биологически активных молекул нашего организма (например, GDNF) может войти в основу разработки эффективного способа коррекции различных патологий ЦНС, развивающихся при недостатке кислорода.