Опубликовано 28 сентября 2020, 20:50

Между двумя квантовыми эффектами обнаружили связь

© Marti Anderson/Pixabay/Indicator.Ru

Команда ученых из России, Германии и Швеции обнаружила взаимосвязь между антигруппированием и сжатием — двумя проявлениями квантовой природы света, которые ранее считались независимыми друг от друга. Работа принята к публикации в Physical Review Letters, отмечается в пресс-релизе Российского квантового центра, поступившем в распоряжение редакции Indicator.Ru.

На протяжении многих лет научное сообщество искало два прямых проявления квантования: антигруппирование и сжатие. Эти эффекты были обнаружены во время исследования интерферометрии световых сигналов на многофотонном уровне, а после изучены методом резонансной флуоресценции — возбуждением светового излучения на частоте, близкой к собственной частоте излучения атома. Эффект антигруппирования фотонов был подтвержден достаточно быстро, в то время как сжатие удалось наблюдать лишь недавно.

Исследования ученых из Российского квантового центра совместно с Мюнхенским техническим университетом и Королевским технологическим институтом Швеции показали, что оба эффекта — две стороны одной медали, а не независимые квантовые свойства света. Оказалось, формирование антигруппированного состояния осуществляется вследствие многофотонной интерференции сжатых световых импульсов, генерируемых системой, с когерентным излучением лазера накачки.

Результаты работы могут привести к пересмотру выводов ранних исследований о свойствах резонансной флуоресценции и реализации эффекта антигруппирования в различных системах, способных излучать свет. Таким образом, перед научным сообществом открываются новые перспективы для оптимизации и управления квантовыми источниками света с помощью искусственной генерации помех на многофотонном уровне. В свою очередь, контроль над когерентной составляющей помех поможет создавать однофотонные источники излучения, работающие в режиме постоянной накачки.