Опубликовано 30 апреля 2019, 13:26

К 2022 году будет готов усовершенствованный источник для бор-нейтронозахватной терапии

Введение наркоза лабораторному животному

© Пресс-служба ИЯФ СО РАН

В Институте ядерной физики СО РАН завершился очередной этап модернизации ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии (БНЗТ). В результате проведенных работ ток протонного пучка увеличили с 5 до 8,5 мА (миллиампер) — в будущем это позволит снизить почти в два раза время облучения пациентов. К 2022 году специалисты ИЯФ СО РАН планируют подготовить ускорительный источник нейтронов к проведению предклинических испытаний. Работа поддержана грантом РНФ и на настоящий момент носит только исследовательский характер.

Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) — это способ избирательного поражения клеток злокачественных опухолей. В кровь человека вводится борсодержащий раствор, после чего бор накапливается в раковых клетках. Затем опухоль облучают потоком эпитепловых нейтронов, ядра бора поглощают нейтроны, происходят ядерные реакции с большим энерговыделением, в результате больные клетки погибают. Методика проверена на ядерных реакторах, которые использовались в качестве источника нейтронов, но внедрение БНЗТ в клиническую практику на них затруднительно. Для этих целей больше подходят ускорители заряженных частиц, потому что они компактны, безопасны и обеспечивают лучшее качество нейтронного пучка.

Идея источника эпитепловых нейтронов на основе нового типа ускорителя заряженных частиц — ускорителя-тандема с вакуумной изоляцией и литиевой нейтроногенерирующей мишенью — была предложена в ИЯФ СО РАН в 1998 году, после чего здесь же была создана установка и получен первый пучок нейтронов. Высокое качество пучка было подтверждено экспериментами на клеточных культурах и лабораторных животных.

«Эффективность работы метода в отношении опухолевых тканей показали эксперименты на клеточных культурах и лабораторных животных (мышах), — рассказал заведующий лабораторией медико-биологических проблем бор-нейтронозахватной терапии НГУ, врач-нейрохирург, онколог, кандидат медицинских наук Владимир Каныгин. — В ближайшее время будет решен вопрос об облучении более близких человеку по физиологическим параметрам млекопитающих, а именно кошек и собак. Этап предклинических работ также планируется провести на базе лаборатории медико-биологических проблем БНЗТ НГУ при участии ряда крупных научно-исследовательских организаций Новосибирска и Москвы».

Недавно в ИЯФ СО РАН был завершен очередной этап модернизации ускорительного нейтронного источника для БНЗТ, который позволил улучшить параметры пучка. Конечная цель подобных работ — достижение технических характеристик, требуемых для проведения бор-нейтронозахватной терапии в клинических условиях.

У методики БНЗТ есть две сложнейших научно-технических задачи, которые нужно решить. Первая — создание надежного компактного источника нейтронов с нужными характеристиками. Вторая — разработка подходящего способа доставки атомов бора-10 в поврежденную ткань. В России решением последней занимаются многие научные группы и в том числе специалисты ИХБФМ СО РАН. Они ведут разработку отечественного бор-10-содержащего препарата по трем направлениям, но конечная цель одна — создание препарата, который с высокой эффективностью будет доставлять бор в клетки опухоли.