Астрономия

История науки: новый Птолемей

419 лет со дня рождения итальянского астронома Джованни Риччоли

© Wikimedia Commons

О том, как девять иезуитов помогали настраивать маятник, чем Коперник лучше Галилея и за какие заслуги называют кратеры на Луне, читайте в нашей рубрике «История науки»

О том, как девять иезуитов помогали настраивать маятник, чем Коперник лучше Галилея и за какие заслуги называют кратеры на Луне, читайте в нашей рубрике «История науки».

Джованни Риччоли родился в 1598 году в городе Феррара на севере Италии. Вслед за этим указанием в его биографиях обычно идет 1614 год, когда он вступил в Орден иезуитов, так что о детстве нашего героя едва ли что-то известно. Учился в ордене он прилежно, какое-то время преподавал и сам (философию и теологию), однако позднее сосредоточился на изучении астрономии — области, вызывавшей тогда немало споров. Выбрать это направление ему помог один из преподавателей, Джузеппе Бьянкани, астроном и автор работ, которые порой с трудом проходили цензуру Церкви.

Окончив учебу, Риччоли попросился миссионером в Китай, однако его предпочли оставить в Италии. Он преподавал логику, физику и метафизику в разных колледжах ордена, остановившись в итоге в Болонье. Там он построил обсерваторию, оборудованную телескопами, квадрантами, секстантами и прочими инструментами.

В 1629-1631 годах Риччоли провел серию экспериментов с падающими телами и маятником. После переезда в Болонью он стал много работать с молодым коллегой, Франческо Марией Гримальди. Самой заметной их работой стали наблюдения Луны и составление карт ее поверхности. Различным объектам на этих картах астрономы давали названия в честь своих коллег-предшественников. Занимались они и географическими измерениями — Риччоли составил таблицы с координатами многих точек земного шара.

Карта поверхности Луны, составленная Риччоли и Гримальди

© Giovanni Riccioli

Маятники интересовали Риччоли главным образом как инструменты для точного измерения времени. Одной из целей его работ было создание маятника с периодом колебания в одну секунду. Чтобы проверить точность созданных им двух маятников, он задействовал команду из девяти братьев-иезуитов, которые в течение суток считали движения маятника (а их должно было быть 86 400). Ошибка маятников Риччоли составила 1,85% и 0,69%.

Используя маятник чтобы отсчитывать время (иногда вместе с теми же братьями в качестве звукового сопровождения) Риччоли проводил опыты с падающими телами. «Стартовой площадкой» для запуска шаров различной массы служила наклонная башня Азинелли в Болонье. Риччоли подтвердил наблюдения Галилея о том, что скорость падающего тела растет. Однако другие результаты, сравнение времени падения тел различной массы, разошлись с полученными Галилеем.

В начале 1650-х годов вышла работа Риччоли Almagestum novum («Новый Альмагест», названный в честь «Альмагеста» — знаменитой работы Птолемея). Этот масштабный труд (более 1500 больших страниц) стал основой для многих астрономических исследований. В этой работе он собрал результаты как своих экспериментов и наблюдений, так и известных ему трудов других ученых. Книга поделена на десять разделов, включающих основные вопросы астрономии того времени: о небесной сфере, о Земле (ее размерах, о гравитации и т. д.), о Солнце (его размерах, расстоянии до Земли, движении), о Луне (ее фазах и размере), о лунных и солнечных затмениях, о звездах, о планетах и их движении, о кометах и сверхновых, о строении Вселенной и об астрономических вычислениях.

Башня Азинелли (справа)

© Анастасия Морозова

В главе, посвященной движению Земли, Риччоли приводит 49 аргументов в пользу движения Земли вокруг Солнца и 77 – против. В число последних входят: если бы Земля вращалась (и обращалась вокруг Солнца), то была бы заметна разница в полете ядер, выпущенных на запад и на восток, а также в положении звезд в разное время года, а тела, брошенные вертикально вверх, должны были бы падать немного в сторону (точнее, «назад» — против движения Земли).

Рассуждая о строении Солнечной системы, Риччоли не выбирал из геоцентрической Птолемея и гелиоцентрической Николая Коперника, а сравнивал последнюю с гео-гелиоцентрической (гибридной) Тихо Браге. Тот полагал, что Солнце, Луна и звезды обращаются вокруг Земли, а планеты — вокруг Солнца. В целом Риччоли соглашался с Браге, однако полагал, что Сатурн и Юпитер обращаются все-таки вокруг Земли.

Хотя Риччоли и не разделял представлений Коперника о строении Солнечной системы, он считал их интересным упражнением (и даже назвал в честь Коперника кратер на Луне). Больше досталось Галилею: Риччоли поддерживал церковников в их притеснениях знаменитого ученого (хотя и сложно сказать, сколько в этом было искренней убежденности, а сколько желания «подружиться» с инквизицией и цензорами).

«Что касается Риччоли, то, оценивая его вклад в науку, нельзя забывать, что он был иезуитом и теологом, также как и философом и математиком», — замечал автор одной из работ, посвященных Риччоли, Альфредо Динис. Сам Риччоли считал себя скорее теологом, увлекающимся астрономией, притом что иезуитов-теологов много, а астрономов значительно меньше.

В своих исследованиях Риччоли сотрудничал с несколькими астрономами, в том числе Гримальди, переписывался с Яном Гевелием, Христианом Гюйгенсом, Джованни Кассини.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.