«Сестра» Apollo и другие
Спустя 50 лет после первого шага человека по поверхности Луны единственный спутник Земли остается неосвоенной территорией. Как некогда Южный полюс Земли, он перестал был «целью №1», как только был достигнут. Но в последние пару лет лунные миссии, в том числе и пилотируемые, снова появились в актуальных планах космических агентств. Indicator.Ru разобрался, насколько реалистично их воплощение.
Назад...
Последний пилотируемый полет на Луну состоялся в декабре 1972 года. К этому моменту уже два года было известно, что больше миссий Apollo не будет: NASA отменило запланированные на 1974 и последующие годы пуски. В условиях войны во Вьетнаме, массовых протестов, разворачивающегося экономического кризиса в США программа стоила слишком дорого при том, что ее научные задачи считались выполненными.
В 1970-х годах космические программы и в СССР, и в США сосредоточились на освоении околоземной орбиты: были запущены первые орбитальные станции, NASA начало программу строительства шаттлов. Политика разрядки привела к первому опыту космического сотрудничества двух стран по программе «Союз» – Apollo. Луну в это время продолжали изучать автоматическими аппаратами: СССР успешно посадил два лунохода, до 1976 года автоматические станции «Луна» летали к спутнику за пробами лунного грунта. Советская программа пилотируемых полетов к Луне в это время была свернута прежде всего по политическим причинам. США официально выиграли лунную гонку, первыми совершив облет спутника и пилотируемую посадку. Сразу после миссии Apollo-11 были закрыты программы подготовки космонавтов для аналогичных советских полетов. Но работа над носителями и кораблями, способными доставить человека на Луну, продолжалась. Причины отказа от этих разработок тоже лежат скорее в политической области. Лунную посадочную программу Н1-Л3 начал еще Сергей Королев. Тестовые запуски сверхтяжелой ракеты-носителя Н1 в 1969–1972 году, уже после его смерти, прошли неудачно. Следующий пуск был намечен на август 1974 года, но к этому моменту генеральным конструктором объединения «Энергия» и всей космической программы стал Валентин Глушко. Когда-то на старте советской лунной программы его конструкторское бюро не получило заказ на разработку двигателей для Н-1, и теперь он приостановил работы. Как писал конструктор Борис Черток, Глушко считал первую ступень Н-1 «складом сомнительных двигателей» и не верил в возможность доработать ракету. Окончательное решение о прекращении работ по проекту Совет министров СССР и ЦК КПСС приняли в 1976 году.
Читайте также
Между тем к 1974 году был детально проработан даже проект советской лунной базы «Звезда» из девяти жилых модулей – неофициально он назывался «Барминград» по фамилии конструктора, Владимира Бармина. По ценам 1970-х годов на всю лунную программу к этому времени было потрачено около четырех млрд рублей. Но вскоре ее реализация прервалась окончательно: начались работы по проекту многоразовой транспортной системы «Энергия» – «Буран», которые требовали огромных вложений и сил. На отдельный лунный проект ресурсов не оставалось.
...в будущее
В США тема возвращения на Луну впервые прозвучала в 20-ю годовщину первой высадки: тогда президент Джордж Буш-старший объявил о планах пилотируемых полетов и к спутнику, и на Марс. Реальные действия за этими планами появились только в годы президентства его сына в 2000-х годах, когда NASA приступило к реализации программы Constellation. Этот огромный комплексный проект был прерван экономическим кризисом и отменен в 2010 году. К этому моменту уже велись разработки нового космического корабля Orion, способного выполнять полеты на Луну и Марс, сверхтяжелых ракет-носителей Ares и лунного посадочного модуля Altair. Несмотря на отмену программы, разработка Orion и ракеты-носителя (теперь получившей название SLS – Space Launch System) была продолжена. Продолжается она и поныне: оба проекта превратились в космические «долгострои».
В 2010-х годах начался новый виток изучения Луны автоматическими аппаратами: две успешных посадки, в том числе первую на обратную сторону спутника, провел Китай, свои станции разрабатывают в других странах, в том числе в Индии и в Израиле. NASA в 2017 году представило проект лунной орбитальной станции Gateway. Согласно планам США, новый пилотируемый полет и высадка должны состояться в 2024 году. Федеральная космическая программа России говорит о «создании необходимого задела» к 2025 году и о высадке к 2030 году.
Почему же Луна снова стала интересной после десятилетий полетов только на земной орбите? Новые лунные миссии ставят целью создать базу для дальнейшего освоения космоса и подробных исследований как самого спутника, так и всей Солнечной системы. В отличие от Земли с ее сложной геологической историей, Луна интересна фундаментальной науке как настоящий заповедник истории Солнечной системы. Кроме того, естественный спутник может стать идеальным местом для размещения длинноволнового радиотелескопа. А лунная база будет не только местом, откуда будет удобнее отправиться к Марсу, но и площадкой для исследований жизни и работы людей в далеком космосе, для отработки технологий.
Но научные результаты (и тем более реализация коммерческих проектов, например пресловутой разработки полезных ископаемых на Луне) — вопрос не завтрашнего дня. В ближайшей перспективе лунные экспедиции имеют значение в основном с точки зрения политического престижа.
Первоначально американская космическая программа 2017 года намечала высадку на Луну на 2028 год. Но в марте этого года сроки, как объявил вице-президент США Майкл Пенс, были сдвинуты на 2024 год. Как NASA планирует уложиться в них, руководитель агентства Джим Брайденстайн рассказал в мае в презентации новой лунной программы Artemis — такое название она получила для подчеркивания «родства» с Apollo. Общий бюджет программы составляет, по сообщениям источников в NASA, около шести – восьми млрд долларов в год.
Первая миссия программы Artemis-1, представляющая собой облет Orion вокруг Луны, была запланирована на 2020 год. Но сейчас даты «уточняются», заявил Брайденстайн в недавнем интервью The Verge. Для запуска предполагается использовать ракету SLS, но из-за проблем с ее постройкой даты переносятся. В этом полете Orion запустит, как планируется, 13 исследовательских микроспутников-кубсатов, в один из которых, к примеру, поместят дрожжи для изучения воздействия космической радиации на живые организмы.
Если первая миссия пройдет успешно и по графику, в 2022 году состоится первый тестовый полет с экипажем. И наконец, в 2024 году планируется совершить новую пилотируемую посадку. Местом «прилунения» выбран Южный полюс спутника. NASA объявило, что в этот раз в миссии будет участвовать как минимум одна женщина — до сих пор на Луне бывали только мужчины.
Сосредоточившись на пилотируемой миссии, агентство не отказывается от создания лунной орбитальной станции Gateway. Более того, она рассматривается как ключевая часть комплекса, но создать к 2024 году многомодульную платформу точно не получится. В презентациях NASA пока значится «минимальная конфигурация» станции: только электродвигательный модуль и блок для астронавтов. Еще один сложный вопрос – лунные модули для пилотируемых посадок. Пока план запуска Artemis-3 предполагает, что экипаж долетит до Gateway на Orion, спустится на поверхность Луны на посадочном модуле и поднимется на другом транспортном средстве. Но таких разработок у агентства в настоящий момент нет, последним был закрытый в 2010 году проект Altair. В настоящее время полным ходом идет процесс создания таких модулей: в мае этого года были отобраны 11 участников проекта. Это не единственный пример государственно-частного партнерства в решении задач миссии. Уже известно, что часть научных инструментов для изучения поверхности Луны будет доставлена коммерческими посадочными модулями.
Снова фальстарт?
В целом шансы на реализацию первой части программы к 2024 году довольно низкие, даже без учета политической обстановки в США. К Луне и Марсу NASA подгоняет администрация Трампа. До следующих выборов остается чуть больше года, и неизвестно, что будет после них. Останется ли у властей мотивация продолжать поддержку, или повторится история с закрытием Constellation? Кроме того, пока план программы Artemis опирается на ресурсы NASA и привлеченных коммерческих компаний, в числе которых Boeing, SpaceX, Blue Origin, и десятка менее известных. Но международное участие в проекте почти никак не учитывается — пока только некоторые модули для Orion строит ESA. Судьба проекта по участию партнеров по МКС (в том числе России), в создании Gateway теперь тоже неясна.
Собственные амбиции Роскосомоса по лунному проекту пока не сформулированы в отдельную программу, признает его руководитель Дмитрий Рогозин. Действующая до 2025 года федеральная космическая программа предусматривает изучение Луны автоматическими орбитальными и посадочными станциями. «Луну-25» предполагается посадить на спутник в 2021 году, еще через два года запланирован запуск орбитальной «Луны-26». Все, что касается пилотируемых миссий, связано с еще не представленными публично проектами создания ракет сверхтяжелого класса. В конце мая стало известно о подготовке Роскосмосом совместно с РАН рассчитанной на 2020–2030 годы федеральной целевой программы по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса. Она подразумевает создание как сверхтяжелой ракеты, так и пилотируемого корабля и лунного взлетно-посадочного комплекса. Только создание ракеты-носителя, по словам Рогозина, потребует около 700–750 млрд рублей. Если сверхтяжелая ракета будет впервые запущена в 2028 году, то пилотируемая миссия на Луну будет планироваться на 2030 год. Варианты продолжения лунного проекта, включая создание стационарной базы, остаются за рамками ФЦП и откладываются на 2030-е годы.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.