Биология

Последствия оленьих пиров можно заметить и сто лет спустя

Благородный олень с растительностью на рогах

© Toby Melville/Reuters

Если северные олени постоянно пасутся на одной и той же территории, они могут изменить тип растительности, причем эти изменения очень устойчивы. В том, что именно обеспечивает и поддерживает такую закономерность, в своей диссертации разбиралась эколог из Университета Умео

Если северные олени постоянно пасутся на одной и той же территории, они могут изменить тип растительности, причем эти изменения очень устойчивы. В том, что именно обеспечивает и поддерживает такую закономерность, в своей диссертации разбиралась эколог из Университета Умео. С работой можно ознакомиться на сайте университета.

В районах обитания северных оленей типичная для тундры растительность (карликовые березы, ивы и ягоды) сменяется более характерной для лугов: злаками, осокой и полукустарниками. В своей работе эколог Дагмар Эделькраут воспользовалась тем, что на территории Национального парка Падьеланта стада северных оленей паслись на протяжении столетий (с поздних Средних веков до начала XX века). Несмотря на то, что эти земли уже около ста лет не используются для выпаса скота, изменения растительности все еще заметны.

«Даже долгосрочные экологические эксперименты обычно длятся только несколько десятилетий. Мы хотели изучить влияние травоядных животных на экосистему тундры за долгое время, так что нам пришлось искать другие решения», — пояснила автор исследования Дагмар Эделькраут.

Она также установила, что новое состояние растительности очень устойчиво и поддерживается такими факторами, как ускорение круговорота питательных веществ, биотические и абиотические процессы в почвах и пищевые предпочтения леммингов и полевок, которые «оберегают» новую растительность от вторжения других видов.