«Научная работа проходит в самолете и перед сном»
Какова динамика развития российской науки и ее уровень по сравнению с мировой, как изменилась жизнь ученых с тех пор, как был создан Сибирский федеральный университет (СФУ), можно ли разделять вузовскую и академическую науку, или их интеграция неизбежна и можно ли совмещать научную работу с управлением университета, Indicator.Ru рассказал исполняющий обязанности ректора СФУ, доктор биологических наук Владимир Колмаков.
— Сибирский федеральный университет существует с 2006 года. Какие сильные научные направления можно выделить в таком молодом учебном заведении?
— СФУ — многопрофильный, мультидисиплинарный университет. В его составе 20 институтов, в которых реализуется обучение и, конечно, научная деятельность по таким укрупненным направлениям, как геология, социология, биология, физика, филология, военное дело, нефтегазовый сектор, прикладная информатика и другие. Мы, конечно, сильны не во всех, но в отдельных направлениях мы точно находимся на мировом уровне. Именно на них сделана ставка в нашей дорожной карте Проекта «5-100».
Читайте также
Направления, в которых мы занимаем лидерские позиции, — это экология и устойчивое природопользование, биотехнология, горное дело и металлургия. Подтверждается это количеством грантов, средств, заработанных на хоздоговорных работах, уровнем журналов, где сделаны публикации. Если обратиться к статистике Web of Science и Scopus, среди показателей которой нормализованный по тематическим категориям индекс цитирования и индекс цитирования, взвешенный по дисциплине, то можно сказать, что СФУ лидирует со значительным отрывом по направлению «Биология/Биохимия» (более чем в семь раз выше общемирового значения по WoS и на треть выше мирового значения по Scopus). Фактически треть всех публикаций ученых СФУ в Scopus за последние пять лет связана с биотехнологией, 40% международных соглашений также по этой теме, как и четыре из шести так называемых мегагрантов, выполняемых по постановлению правительства РФ №220. По направлениям «Экология» и «Науки о Земле» показатели несколько слабее, тем не менее, по данным Scopus, они превосходят российские, чуть-чуть не дотягивая до мирового [уровня]. Наши металлурги и горняки не могут похвастаться такой публикационной активностью, но при этом металлурги и военные (оборонзаказ) — фактически университетские лидеры по объему НИОКР.
— Поскольку СФУ был создан на базе пяти высших учебных заведений, сформировались ли новые коллаборации после создания СФУ? Или в лидерах уже сложившиеся коллективы?
— Сложившиеся коллективы, научные школы, которые работали и до объединения, конечно, продолжают работать и выдавать хорошие результаты. После объединения сложились новые коллаборации, появилась своеобразная вторая волна коллективов и научных школ. Объединение привело к синергетическому эффекту, примеров таких достаточно. Например, у нас вырос объем работ по гособоронзаказу. Речь идет о технологиях связи. Появилась новая тематика в результате объединения работ полевых биологов с направлением «Технология питания». Этими научными коллективами была оценена полезность биологических ресурсов, в данном случае рыбы. Сейчас они работают над созданием диет (арктической, спортивной диеты) и публикуют свои работы в очень серьезных международных журналах с высоким рейтингом. Таких коллабораций достаточно много, и это как раз эффект объединения пяти высших учебных заведений. Раньше такие работы имели естественные границы или препятствия.
— Скажите, при объединении вузов сокращали ученых?
— Нет. Экспериментов над учеными никто не проводил, никаких сокращений не было. Объединение имело только положительный эффект, никаких отрицательных моментов здесь не было.
— Сколько научных сотрудников в СФУ и сколько преподавателей? Ведут ли преподаватели активную научную деятельность? Если да, то это обязательное требование или факультативная возможность, которую поощряет университет?
— Количество преподавателей, если считать вместе с совместителями из академических институтов, немногим больше трех тысяч. А научных сотрудников у нас около ста двадцати. Как и в любом вузе, на ставку научного сотрудника работает достаточно малое количество человек. В федеральном университете любой преподаватель обязан вести научную деятельность, и все преподаватели эту деятельность осуществляют, за нее отчитываются. Другое дело, что есть успешные преподаватели, которые делают это на мировом уровне, а есть те, которым нужно еще в этом направлении работать и учиться. Преподаватель не может приходить к студентам, если он не знает научные достижения и ситуацию в мировой науке.
— Согласитесь, одно дело — быть в курсе, а совсем другое — публиковаться самому.
— Да, публикуются, конечно, не все. Особенно в хороших международных журналах. Но мы над этим работаем. Поддержка публикационной активности при одновременном отказе от так называемых rubbish papers или мусорных публикаций — это часть политики университета. Так, конкурсным комиссиям и ученым советам профильных институтов рекомендовано при наличии нескольких претендентов на должность отдавать предпочтение преподавателю, имеющему статьи, опубликованные в международных базах. Наша задача — сделать так, чтобы преподавателей, публикующихся в журналах первого и второго квартиля, стало как можно больше.
— Есть ли, на ваш взгляд, смысл разделять и противопоставлять вузовскую и академическую науку? Может ли одна существовать без другой?
— Так сложилось, что есть ученые, которые работают в вузах, и это называется вузовской наукой, и есть Академия наук, там академическая наука. Принято даже считать, что в вузах больше прикладной науки, а в академических институтах — фундаментальной. Я думаю, противопоставлять их точно не стоит, наоборот, нужно делать так, чтобы исследования проводились сообща, чтобы появился синергизм, эффект от объединения и выполнения совместных исследований. Уверен, в достаточно скором будущем эта интеграция фактически сотрет границы между академической и вузовской наукой. Это естественный процесс, он не пройдет каким-то указом сверху или постановлением, он просто произойдет естественным путем. Потому что наука — это познание нового, и выполнить [поставленные задачи] в одиночку, даже в пределах одного учреждения очень сложно. Будущее за глубокой интеграцией вузовской и академической науки.
— То есть сейчас интеграция недостаточна?
Читайте также
— Если мы возьмем крупные академические центры, такие как Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, да, здесь связь очень прочная и интеграция очень глубокая. У нас это сложилось исторически. СФУ и Красноярский научный центр СО РАН даже территориально близко расположены. У нас зачастую ученые работают в Академии и преподают в университете. Но если вы возьмете город, где нет академической науки или есть лишь один институт, то там пока серьезное разграничение или разделение существует. Поэтому проблема все-таки есть.
— С какими иностранными университетами сотрудничает СФУ? Какая сторона взаимодействия развита наиболее сильно: научная или образовательная? Есть ли у студента СФУ возможность, скажем, съездить на стажировку в иностранную лабораторию?
— У нас сейчас 159 соглашений с зарубежными партнерами, из них 112 — это университеты. Я бы назвал Фрайбургскую горную академию, Университет Дарема (Великобритания), Университет Кадиса (Испания). В основном это международно признанные университеты. Мы стремимся сотрудничать с лидерами, это работает на бренд и позволяет повысить академическую репутацию.
Взаимодействие зависит от университета, у каждого своя отдельная история. Чаще более сильные связи — научные. Но возможность у студентов съездить на стажировку точно есть. Если открыть прямо сейчас сайт Сибирского федерального университета, можно найти приглашение студентов СФУ на обучение. Сейчас открыты стажировки в университетах Испании, Германии, Словении, Румынии и Японии. Идет прием заявок по академической мобильности программы «Erasmus+». Это все страны — члены Европейского союза. Поэтому такая возможность есть, и она достаточно реальна.
— Расскажите, пожалуйста, о своих исследованиях. Остается ли у вас время на науку, или административные обязанности не дают возможности вести исследования?
— Область моих научных интересов — разработка методов борьбы с вредоносным цветением воды. Это общемировая проблема, ее еще часто называют раковой опухолью водоемов.
Микроскопические водоросли вдруг неожиданно начинают неконтролируемо размножаться и захватывают всю поверхность и толщу воды. Может быть, вы видели такое явление: подходите к водоему, а в нем вода зеленая. Это и есть вредоносные водоросли. Кроме пресных водоемов, цветению подвержены и моря, особенно шельфовая зона.
Опасность заключается в том, что может произойти вырождение водоема — гибель рыб и других биологических организмов, которые его населяют. Фактически это катастрофа для водной экосистемы. Если цветение не прекратить, оно отравляет всю экосистему, и полезные (особенно с точки зрения человека) виды погибают. Есть еще и дополнительные опасности. Может произойти падеж скота, который пил «цветущую» воду. Другой вариант: при размножении водоросли выделяют токсины, которые могут попасть в молоко и таким образом передаться человеку, который из-за них начинает заболевать. Даже когда человек входит в воду, на которой наблюдается цветение, это может привести к кожным заболеваниям, в том числе раковым. В мире насчитывается много фактов гибели человека из-за цветения водорослей. Совсем недавно на озере Котокель в Бурятии развились водоросли и наблюдалось цветение воды. В результате были отравлены рыбы. Около 20 человек, которые питались этой рыбой, заболели, и в одном случае это привело к гибели. Такое происходит в мире достаточно часто, и с этим надо бороться. Методы «лечения» уже более-менее определены, а причины не всегда известны.
Читайте также
К сожалению, после того как я занялся административными делами, времени на науку остается очень мало. Научная работа проходит в самолете и перед сном… Некоторые исследования, эксперименты удается проводить очень редко, но все-таки стараюсь заниматься наукой, потому что на самом деле административная работа — это временно, преходяще, а наука и образование — это жизнь. Я — преподаватель и ученый.
— Как вы считаете, каков в целом уровень российской науки и исследований российских ученых на сегодня? Какие существуют тенденции развития, в чем особенности работы ученого в России по сравнению с западными странами? Какие сильные и слабые стороны можно выделить?
— В области науки Россия в настоящее время — самая динамично развивающаяся страна. Это не только мое мнение. По данным Nature, в период между 2012 и 2015 годами Россия показала один из самых высоких приростов научной продукции — на 60%. Безусловно, сыграли роль усилия государства. Если сравнивать ситуацию двадцатилетней давности и современную, то в России заниматься наукой становится все престижнее. Понятно, что финансовые и материальные условия в России, конечно, значительно ниже, чем на Западе. Материальному обеспечению российской науки нужно, конечно, еще подрастать: нет такого изобилия приборов и возможностей. Наверное, смело будет заявлять, что в области науки Россия — мировой лидер, но если динамика сохранится, то уровень развития науки будет один из самых достойных.
Второй момент, который я бы отметил: наука в России очень эффективна. Если посмотреть на финансовые вложения, то считается общепринятым, что затраты на среднестатистическую статью в очень престижном журнале составляют примерно 100 тысяч долларов. А в России такие статьи стоят значительно меньше, так как затраты на исследования меньше на порядок: ориентировочно получается 10 тысяч долларов. Это говорит о том, что на каждый вложенный рубль эффективность работы и научный выход самые высокие в мире. Я не думаю, что это повод для большой гордости, но все-таки с точки зрения государственного подхода очень важно, чтобы наука была эффективной.
Читайте также
По собственному опыту могу сказать, что российская наука отличается большой свободой творчества. Это тоже сильная сторона. Если молодой человек приходит в Академию наук или даже только начинает заниматься наукой, у него очень большая свобода. Он может сам генерировать темы, высказывать свои идеи, свои мысли, претворять их. Я думаю, что это очень важно. Если взять европейские страны, там немножко другая ситуация. Главный генератор — это профессор, а все остальные ученые работают в коллективе на реализацию идей профессора.
— А если попробовать слегка «расфокусировать» взгляд и посмотреть на науку в целом, какие можно обозначить главные «точки роста» мировой науки? За какими направлениями будущее? Возможно ли сказать, как научные исследования изменят нашу жизнь в ближайшие пару десятков лет?
— Это очень неблагодарное дело, угадывать, где будет прорыв. Часто любят говорить, что десять лабораторий работают, но добивается успеха всегда одна.
Если говорить о той области, которая мне ближе, думаю, в течение 20 лет или раньше наука научится побеждать рак. В последние годы в этой области многое достигнуто. Конечно, люди будут умирать и от других причин, но рак не станет первым или вторым после сердечно-сосудистых заболеваний и точно не будет приговором. Кроме того, думаю, что мировая наука в ближайшее время достигнет прорыва в понимании человеческого мозга. Это откроет еще больше возможностей в области искусственного интеллекта. Еще могут быть яркие достижения в области генетики. Молекулярная биология и генетика сейчас приносят такие выдающиеся результаты, о которых еще недавно можно было только мечтать.
Если брать не биологическое направление, думаю, что человечество научится предсказывать землетрясения. Это большая проблема, на которую брошены значительные силы. Страны несут огромный ущерб и человеческие жертвы от этих землетрясений.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.