Технические науки

Не дайте себя обмануть: как проверяют результаты онлайн-курсов

Вычислить обманщиков, найти шпаргалки и старших товарищей

© Jaromír Chalabala/Flickr

Какие экзамены уже можно сдавать по Интернету, а какие нельзя, какие меры безопасности предпринимаются, чтобы никто не списывал, и сможет ли когда-нибудь ЕГЭ перейти в онлайн, Indicator.Ru рассказал Дмитрий Истомин, руководитель проекта «Экзамус»

Какие экзамены уже можно сдавать по Интернету, а какие нельзя, какие меры безопасности предпринимаются, чтобы никто не списывал, и сможет ли когда-нибудь ЕГЭ перейти в онлайн, Indicator.Ru рассказал Дмитрий Истомин, руководитель проекта «Экзамус».

Компания разрабатывает программное обеспечение для контроля экзаменационных испытаний, которые проводятся в режиме онлайн. Проект «Экзамус» начинался с нуля и был запущен в феврале 2015 года, а уже в августе в тестовом режиме программа применялась на первых вступительных экзаменах в Уральский федеральный университет. В октябре того же года проект получил грант Фонда содействия инновациям. На эти средства была доработана первая версия системы.

Как это работает?

Организаторы дистанционного образования часто сталкиваются с недоверием к такой форме обучения: как гарантировать, что «студенты» выполняют задания самостоятельно, не списывают и ни с кем не советуются? Частично эту работу можно переложить на компьютерную программу. «Мы проверяем, что люди сдают честно, самостоятельно, что они не подглядывают в шпаргалки и не пользуются, например, смартфоном для поиска верных ответов. В результате организация, которая выдает сертификат об успешном прохождении курса, может с достаточной степенью уверенности гарантировать, что этот сертификат соответствует полученным знаниям», — рассказал Дмитрий Истомин.

Дмитрий Истомин, руководитель проекта «Экзамус»

© «Экзамус»

Предлагаемый алгоритм может по видео с web-камеры обнаружить сразу несколько ситуаций, которых на экзамене следует избегать. Так, он может по лицу тестируемого определить попытку сдать экзамен за другого студента или сообщить наблюдателю, что сдающий слишком часто смотрит в сторону и, вероятно, списывает. Программа может заметить и смену активного окна на компьютере студента, и появление перед монитором постороннего человека. Алгоритм можно настроить для каждого сдающего: действия человека во время экзамена сравниваются с обычным для него поведением. За время учебы программа запоминает характерный для каждого студента стиль поведения, скажем, насколько часто он отводит взгляд. Например, если студент всегда сосредоточен на заданиях и вдруг начинает подолгу смотреть в сторону, скорее всего, это неспроста.

Впрочем, доверять весь процесс только программе пока не стоит. Обычно за студентами наблюдает и человек — проктор. Он может быть сотрудником образовательной организации или самого «Экзамуса». Проктор подтверждает, что экзамен сдает именно тот человек, который и должен, сравнивая его лицо с фотографией в паспорте, и реагирует на сигналы системы о том, что кто-то, кажется, пытается ее обмануть. На одного наблюдателя приходится в среднем шесть-девять студентов.

За тем, как студенты сдают экзамен и какие результаты получают, могут следить и преподаватели, и на основе наблюдений корректировать задания или форму экзамена.

Где применяется?

Алгоритм можно использовать в нескольких случаях. В системе высшего образования дистанционно можно сдавать вступительные экзамены в бакалавриат и магистратуру, в том числе для иностранных студентов, и внутренние экзамены (сессию). Для этого системой прокторинга уже пользуются ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, МИФИ, Санкт-Петербургский политехнический и Уральский федеральный университеты. Само собой, удаленно сдаются тесты в конце курсов дистанционного образования, в том числе на Национальной платформе открытого образования, а также при обучении сотрудников многих компаний (курсы повышения квалификации). Был, по словам Истомина, и случай, когда заказчиком выступила школа, проводившая дистанционно вступительные экзамены.

Компания планирует сотрудничать с работодателями, которые нанимают людей в разных городах (например, для сети магазинов) и хотят быть уверены в результатах онлайн-тестов для будущих сотрудников.

Впрочем, некоторые экзамены, например ЕГЭ, в таком формате проводить нельзя. «ЕГЭ, конечно же, регулируется отдельными регламентами, отдельными законами. Я пока не слышал, чтобы были какие-то варианты сдачи единого госэкзамена через Интернет. Я, конечно, верю, что рано или поздно хотя бы часть ЕГЭ будут сдавать онлайн, например, дети с ограниченными возможностями, из труднодоступных населенных пунктов, из-за рубежа».

В целом, по словам Истомина, граница между тем, что можно переводить в онлайн, а что нельзя, постепенно стирается. «Понятно, что есть дисциплины, требующие проверки конкретных навыков, например, у медиков. Естественно, что это нужно делать очно. Но практически все, что является проверкой знаний, сейчас можно проверять онлайн».

А можно ли доверять?

По данным разработчиков, установить личность студента можно с точностью 99,8%, если сравнивает алгоритм, а его вывод подтверждает проктор. «Фактически все ведущие вузы, которые занимаются онлайн-образованием, с нами работают и нам доверяют. Я считаю это достаточным основанием и референсом для других вузов, уже пора бы и начать доверять», — настаивает Истомин. И предлагает оглянуться на опыт, например, США, где подобные системы используются уже почти десять лет: «Если и есть вопрос доверия, то это скорее какие-то субъективные факторы». Впрочем, по словам руководителя компании, онлайн-обучение и в России используется широко, другое дело, что не всегда организация, проводящая онлайн-курсы, заинтересована в качественном контроле знаний. Таким образом, системы прокторинга применяются не везде, где они необходимы.

Распространению новых технологий в высшем образовании помогает и Министерство образования и науки, в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда», утвержденного в октябре 2016 года. Его цель — создать среду для непрерывного образования. «Экзамус» вместе с НИУ ВШЭ и УрФУ участвует в разработке методик повышения качества онлайн-обучения.

В то же время компания продолжает искать способы повысить надежность алгоритма. Так, к распознаванию лица теоретически можно добавить идентификацию по клавиатурному почерку (особенностям набора пароля: как быстро, с какими паузами между нажатиями клавиш), по голосу, по движению мыши. Эти методы имеют свои недостатки, но в будущем вполне могут стать дополнительной защитой от мошенничества.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.