Технические науки

НОЦ между прошлым и будущим

Чего ждут от научно-образовательных центров бизнесмены

© Университет «20.35»/Вконтакте

Взаимодействие промышленности с университетами в структуре региональных научно-образовательных центров оказалось очень плодотворным, однако некоторые предприниматели сталкиваются с рядом проблем. О том, в чем они заключаются, — в репортаже с дискуссии на интенсиве «Остров 10-22», прошедшем в Сколковском институте науки и технологий.

Взаимодействие промышленности с университетами в структуре региональных научно-образовательных центров оказалось очень плодотворным, однако некоторые предприниматели сталкиваются с рядом проблем. О том, в чем они заключаются, — в репортаже с дискуссии на интенсиве «Остров 10-22», прошедшем в Сколковском институте науки и технологий.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Например, на севере России больше всего востребованы инновации в области лесной и топливной промышленности, на юго-западе – в сельском хозяйстве. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Классические вузы со своими фундаментальными исследованиями несколько оторваны от реальной жизни и рынка, а потому не могут оказывать необходимое для развития региона и страны влияние. Также НОЦ призваны обеспечить эффективное удержание кадров в регионах и не допустить сверхконцентрации умов в столицах.

На субботней сессии «Острова 10-22» представители российского бизнеса высказали свои идеи о том, зачем нужен НОЦ, какие цели в рамках этой структуры они ставят перед собой, а также чего от нее ожидают.

У взаимодействия науки и промышленности в рамках таких центров есть несколько критериев. Должен быть замах на мировой уровень, а для этого необходимы актуальные исследовательские и образовательные повестки. Также нужно, чтобы НОЦ были встроены в национальную экономику и имели связи не только внутри своего региона, но и за его пределами. Вместе с тем эффективная структура должна быть привлекательной для инвестиций. Еще один из приоритетов НОЦ – привлечь и удержать внутри регионов специалистов различных областей, а значит, необходимо обеспечить им комфортные условия. И наконец, важно наличие международных связей.

В целом представители бизнеса очень позитивно отзываются о системе НОЦ и связывают с ней свои самые светлые ожидания. В первую очередь в приоритете у компаний стоит формирование конкурентных преимуществ, и уже есть запросы на конкретные разработки. Стратегии НОЦ показали свою эффективность во многих регионах. Так, в Тюменской области в 2015 году усилиями АО «ГМС Нефтемаш» и Тюменского государственного университета был создан крупнейший в России метрологический комплекс. В вузе была сформирована базовая кафедра «Расходометрия нефти и газа». Однако останавливаться на этом предприятие не собирается. Директор по НИОКР группы ГМС надеется, что НОЦ позволит привлечь новых партнеров для развития и в других направлениях, позволяющих увеличить в регионе добычу нефти и газа. Для этого необходимо новое оборудование, а значит, и университеты и предприятия, ведущие исследования в области машиностроения. Также есть разработки, способные вытеснить с российского рынка американскую технологию гидравлического разрыва пласта, приводящую к большим сырьевым потерям. Поскольку альтернативные методики основаны на химических реакциях, требуется привлечение и соответствующих специалистов. Связи с НОЦ других регионов способны усилить и господдержку.

Другой пример – агропромышленность Белгородской области, поднявшаяся на производстве аминокислотной кормовой добавки сульфата лизина и молочной продукции. По словам генерального директора АО «Корпорация «Развитие» Константина Тетерина это было бы невозможно без активного сотрудничества с научно-образовательными учреждениями. От НОЦ он ожидает обеспечения сотрудничества с университетами, основанного не на договорах, а на общих прорывных идеях. Кроме того, как и тюменский коллега, Тетерин подчеркнул важность замещения зарубежных технологий российскими – их много, надо только развивать.

Эффективным взаимодействие университетов и предприятий оказалось и в суровых условиях Арктики. Многочисленные постановления и акты «сверху» призывают не ограничиваться добычей полезных ископаемых, а стараться развивать и другие сферы экономической жизни региона. Сотрудники Архангельского целлюлозно-бумажного комбината рассказали о своих успехах, достигнутых в коллаборации с университетами и предприятиями. Им удалось создать сильный лесопромышленный кластер, имеющий огромное влияние на социально-экономическое и экологическое состояние Архангельской области, а также всего российского лесного комплекса. В этом регионе НОЦ задействован в реализации национальных проектов по защите лесных ресурсов и развитию местной инфраструктуры.

Промышленники отметили и ряд проблем, возникающих у них при сотрудничестве с университетами. Александр Кулиш, генеральный директор одного из предприятий в составе холдинга «Росэлектроника», высказал мнение о том, что это взаимодействие в широком масштабе не состоялось. Воплощение в жизнь имеющихся в университетах разработок занимает слишком много времени – зачастую более оправданно создавать собственные коллективы, отвечающие потребностям фирмы. Вузы не могут делать что-то вне своих научных компетенций. В то же время предприятия не способны сами ставить научные задачи, да и не должны этого делать. Есть и другая точка зрения. Так, генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев возложил ответственность за постановку задачи именно на бизнес: так наука и образование смогут эффективно использовать интеллектуальный потенциал России.

Бизнес и университеты идут параллельным курсом, уверены эксперты. Продуктивное взаимодействие возможно только при формировании однородной структуры управления и коллективов, включающих участников с обеих сторон. Здесь НОЦ служит своего рода переводчиком, обеспечивающим общение между лагерями. Предприятия находятся в прошлом, имея свои поставленные на поток технологические линии, а вузы со своими разработками живут в будущем. НОЦ – это то настоящее, что может их связать. Для создания современных продуктов нужны масштаб, информационные стратегии, мышление, нужен широкий взгляд, шире, чем у обычного вуза, и шире, чем у классического предприятия. Конечно, задачи можно решать в рамках внутренних научно-технологических центров компаний, однако лишь в определенных сегментах. Все подобные исследования ведутся на стыке исследовательских направлений, которые у вузов и предприятий обычно узки.

НОЦ должны интегрировать и компилировать данные для инновационных решений. Ни предприятия, ни вузы этого сейчас не умеют, отметил первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин. В качестве примера он привел проект Московского центрального узла, в котором были задействованы ученые и бизнесмены, специалисты, стоящие на пересечении нескольких сфер, обеспечивающих развитие транспорта.

В компаниях со скепсисом относятся ко всему, что касается коммуникаций с университетами, рассказал Андрей Петров, директор по инновациям ОА «Окенит». У него сложилось впечатление, что в вузах не всегда понимают, что делают в рамках инновационных разработок. Сотрудники привыкли к работе по накатанной и не особо стремятся мыслить стратегически. Возможно, именно НОЦ создаст комфортную коммуникативную среду, которая привлечет идейное креативное сообщество, способное рисковать, разрабатывать перспективные проекты и успешно играть на рынке мирового уровня.

Так чего же ждут от научно-образовательных центров бизнесмены? В первую очередь, нужны технологии и люди, а также механизм диалога между университетами и промышленностью. Пример крупных российских фирм показывает, что система действительно работает, однако остается ряд спорных и сложных вопросов – кто должен ставить задачи, как организовать продуктивный процесс, как создавать кадры. Лишь дискуссия и разработка проектов представителей конкретных регионов способны их разрешить.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.