«Нейросеть научилась плохому»: как устроена Олимпиада НТИ
Чем Олимпиада Национальной технологической инициативы отличается от предметных олимпиад, помогает ли победа в ней поступить в вуз и почему в Олимпиаде НТИ невозможно сжульничать, рассказал в интервью Indicator.Ru ректор Московского политехнического университета Андрей Николаенко.
— Андрей Владимирович, что из себя представляет Олимпиада НТИ и чем она отличается от традиционных предметных олимпиад?
— Олимпиада НТИ — это сравнительно недавняя история, ей всего два года. Учредителями олимпиады стали три университета: Московский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Томский политехнический университет.
В 2016 году Олимпиада НТИ стала первой командной олимпиадой школьников. Мы даем возможность ребятам объединиться в проектные группы для решения задач совместными усилиями. Этот навык крайне полезен в их будущей профессиональной деятельности. Сейчас далеко не в каждом учебном заведении дают навыки проектной и командной работы. Мы понимаем, что в современном мире одиночкам сложнее выживать, а будущее вообще за междисциплинарными командами, решающими задачи на стыке различных областей знаний, как гуманитарных, так и технических. Именно в команде ребята могут распределить свои навыки и знания таким образом, чтобы в результате получился востребованный продукт. Так что в этом ее главное преимущество перед множеством других олимпиад.
— Почему именно три политеха стали организаторами олимпиады?
— Все три вуза разнопрофильные, но при этом технические. В каждом вузе реализуются интересные проекты, прикладные научные исследования. И, конечно, каждый университет заинтересован в том, чтобы набирать абитуриентов, более мотивированных на инженерную деятельность. Олимпиада НТИ помогает таких ребят выявлять.
Также хочу подчеркнуть, что нас активно поддерживают Агентство стратегических инициатив и Российская венчурная компания, без участия которых олимпиада вряд ли имела бы успех.
— Олимпиада НТИ была внесена в список Российского Совета олимпиад школьников (РСОШ), что это означает?
— Это означает ее официальное признание. Теперь вузы имеют право принимать призеров и победителей олимпиады на льготных условиях.
— Эти льготные условия едины для всех университетов или каждый вуз сам решает, какие преимущества дает, скажем, победа в олимпиаде?
— Победители олимпиады получают по профильному предмету 100 баллов, при этом каждый поступающий должен подтвердить свои достижения результатом ЕГЭ не менее 75 баллов. Поскольку олимпиада внесена в перечень РСОШ, большинство вузов прописывает ее в правилах приема. У нас в Политехе победители получают 100 баллов по профильным дисциплинам, а за участие в олимпиаде мы даем дополнительные десять баллов по профильному предмету. Помимо трех политехов, среди университетов, которые признают результаты Олимпиады НТИ, МИФИ, МАИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Университет ИТМО, НГУ, ДВФУ, «Иннополис». Я уверен, что через год вузов-участников будет еще больше. Убежден, что каждый ректор понимает ценность абитуриентов — победителей Олимпиады НТИ.
Расскажу историю про десятиклассника из Калининграда Юрия Сапрунова, который попал в финал первой Олимпиады НТИ, а затем стал ее финалистом и в следующем году. Летом этого года Юрий участвовал в треке «Беспилотный транспорт» в образовательном центре «Сириус». Во время встречи с президентом он предложил Владимиру Путину сделать из его «Волги» беспилотник. У меня была возможность пообщаться с ребятами из этого трека. Беспилотный транспорт — одно из ключевых направлений подготовки кадров в Московском политехе, поэтому мы пригласили этих ребят в наш университет на день открытых дверей. Так что я как ректор вуза лично занимаюсь профориентацией этих ребят, понимая, что за ними будущее.
Читайте также
— Как готовятся задания для олимпиады?
— Тут нет никакой интриги. Есть компании, есть вузы-организаторы, они и готовят задачи, затем их показывают методистам и опытным школьным учителям. Они оценивают сложность задачи и ее качество. Затем рабочие группы по направлениям утверждают эти задачи.
— И для индивидуального, и для командного этапов?
— Да. У нас есть интересные кейсы. Для командного этапа некоторые профили готовят не просто задачи, а, например, онлайн-игру, предметом которой является строительство спутников. Мы стремимся уйти от унификации. Каждый профиль, понимая, какие ребята нужны в его области, готовит испытания с большой степенью свободы.
— Кто оценивает задания и по какой методике?
— Все задания участники решают на онлайн-платформе Stepik, там предусмотрена автоматическая проверка. Первый онлайн-этап участник проходит индивидуально, решает задачи по физике, математике, информатике, химии, биологии. Второй онлайн-этап командный, часть ребят уже лично знакомы между собой и готовятся на базе школы, кружка или технопарка «Кванториум», а другие общаются онлайн и могут впервые встретиться только на финале.
Читайте также
В финале участники сначала решают предметные задачи. А затем в рамках каждого направления команды получают техническое задание, как правило, их результатом должен стать действующий прототип инженерного изделия или алгоритм. Это техническое задание меньше всего похоже на задачу, заранее известного единственного правильного решения не существует. Скорее это набор опций, которые нужно реализовать. Оценить качество продукта, сравнить разные решения, которые получились по одному техническому заданию у разных команд, призваны эксперты, которые представляют соответствующие отрасли.
— Были ли ситуации, когда команда не соглашалась с оценкой экспертов, считая, что ее изделие лучше других?
— Конечно. Но апелляции подают обычно на предметном этапе. В командном туре финала все параметры устройства очевидны — автомобиль либо ориентируется по спутнику, либо нет; коптер либо сел в указанной точке, либо нет. Программы проверяются по единому для всех алгоритму, так что апелляции в этом туре никто не подавал.
— Какие профили входят в Олимпиаду НТИ?
— На сегодняшний день олимпиада насчитывает 17 профилей, расскажу про некоторые из них. Например, трек «Инженерные биологические системы» разрабатывали наши преподаватели совместно с корпорацией «Р-Фарм». Они учили ребят настраивать аквапонные системы — аквариумы, в которых одновременно выращиваются рыба и растения. Растения очищают воду от продуктов жизнедеятельности рыбы, особым образом регулируется среда. Есть мнение, что в ближайшем будущем человечество будет строить подобные системы повсеместно. Отмечу, что сейчас добавилось очень много направлений, где востребованы химики и биологи.
В рамках трека «Интеллектуальные робототехнические системы» программируют роботов. «Интеллектуальные энергетические системы» — один из самых старых треков, его разрабатывают совместно с «Россетями».
Профиль «Наносистемы и наноинженерия» разрабатывали наши специалисты совместно с Университетом ИТМО и Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано». В течение трех дней дети создавали собственную технологию изготовления фотонного кристалла, вернее, нанопленки, основываясь на неполных данных из взрослой научной статьи. Для тестирования пленок организаторам пришлось разработать специальное оборудование, чтобы точно определить, кто победил.
Профиль «Создание систем протезирования (Нейротехнологии)» фактически готовит школьников к работе над киборгами: участники анализируют бионейросигналы человека и передают их машинам либо разрабатывают умные протезы, например, роботизированные руки.
Профиль «Автономные транспортные системы» посвящен всем видам беспилотников, наземным, водным, воздушным, а также логистическим системам, которые их объединяют. Этот трек мы делаем совместно с Аэрокосмической лабораторией МГУ.
Новый профиль «Передовые производственные технологии» разработан Фаблабом Политеха Петра Великого. Профиль готовит школьников к будущему, в котором человек сам сможет производить для себя все необходимое, а станки для этого будут так же доступны, как компьютеры сегодня. В рамках профиля «Ядерные технологии» ребята работают над моделью ядерного реактора. В финале профиля «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности» школьники будут писать компьютерную игру.
Все это звучит фантастично, но мы бы хотели, чтобы новые технологии попробовали не только олимпиадники и отличники, но и каждый российский школьник 8-11 класса. Попасть на отбор Олимпиады НТИ просто — нужно зарегистрироваться на сайте до 22 октября.
Олимпиада НТИ — это среда, в которой встречаются, знакомятся и взаимодействуют люди с разными интересами, из разных сообществ. Мы уверены, что именно на ее базе будут создаваться новые технологические команды.
Добавлю, что Олимпиада НТИ — это инженерная олимпиада, а работа инженера состоит в том, чтобы шаг за шагом совершенствовать существующие решения или задумывать и воплощать новые. И вот этот маленький шаг, верно выбранная стратегия, обеспечивает команде победу. Невероятно важным становится упрямство, готовность перешагнуть через неудачи. Кто-то сжег важную деталь автомобиля, кто-то неосторожно открыл дверцу лабораторной тяги и испортил свой фотонный кристалл, у кого-то заболела и умерла рыба, у кого-то нейросеть научилась плохому... А обратный отсчет отщелкивает минуты до дедлайна. Тот, кто смог собраться и найти решение проблемы, выиграл, а тот, кто опустил руки, проиграл.
Читайте также
— Этой зимой на Всероссийской олимпиаде разразилось несколько скандалов: задания и ответы «сливали» в Интернет, продавали за деньги, участники могли заранее узнать, что будет на олимпиаде. Насколько подобное технически возможно в Олимпиаде НТИ?
— Платформа онлайн-подготовки Stepik, с которой мы работаем, очень серьезно защищена. Разработчики уверяют, что это невозможно. Они сотрудничают с большим числом компаний, и в их интересах максимально защитить свои данные. Партнерами Олимпиады НТИ являются десятки ведущих российских и мировых компаний, которые также не заинтересованы в искажении ее результатов. Они сопровождают ребят на этапах олимпиады, и это тоже своего рода гарантия ее чистоты.
— В какие вузы поступали победители Олимпиады НТИ? Поступил ли кто-то в Московский Политех?
— В первый год существования олимпиада не входила в список РСОШ, и ее победители и призеры имели преференции только при поступлении в вузы-организаторы, то есть Томский, Питерский и Московский политехи. Например, у нас на факультете урбанистики сейчас уже на втором курсе учится Федор Рязанов.
А вот в 2017 году наши олимпиадники поступали по всей стране, от Санкт-Петербурга (Университет ИТМО) до Дальнего Востока (ДВФУ). К нам подали заявления пятеро ребят. Кстати, надо учитывать, что среди победителей и призеров Олимпиады НТИ довольно много десятиклассников. Поэтому только в этом году к нам поступил победитель олимпиады 2016 года Александр Кузнецов, теперь изучает прикладную информатику. Так что часто талантливым старшеклассникам надо еще доучиться в школе и получить аттестат о среднем образовании. Но мы готовы их подождать!
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.