Технические науки

Популяризация науки в вузах Проекта 5-100: итоги 2019 года

Эффективность работы пресс-служб: что изменилось за год

© Vera Duivenvoorden/starline/Freepik/Indicator.Ru

Как изменилась работа пресс-служб вузов Проекта 5-100 за год, наука каких вузов наиболее заметна в России, а каких — на международной арене, кто лидирует по ведению социальных сетей и многим другим параметрам, читайте в материале Indicator.Ru.

13 мая прошлого года Indicator.Ru опубликовал рейтинг «Позиционирование научных исследований университетов из Проекта 5-100 в российских и зарубежных СМИ» за 2018 год. Мы продолжаем нашу работу и публикуем новый рейтинг, оценивающий эффективность работы пресс-служб в 2019 году.

Для создания рейтинга в апреле — мае текущего года мы попросили представителей пресс-служб вузов из Проекта 5-100 заполнить анкету. На этот раз данные не предоставили Казанский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», поэтому для них мы использовали ту информацию, которую смогли найти своими силами в открытых источниках. Стоит отметить, что на некоторые вопросы исчерпывающий ответ могли дать только сотрудники пресс-службы, так что в этих случаях, очевидно, вузы вполне могли не добрать баллов. Итоговая таблица с результатами расположена ниже, за ней следуют пояснения к расчетам. В этом году мы не стали разделять позиции университетов-лидеров — разрыв в баллах для этого слишком мал.

Вузы, занявшие лидирующие позиции (аббревиатуры отсортированы по алфавиту):

Название вузаМесто в 2018 году
ДВФУ5
ИТМО2
МФТИ1
НИТУ «МИСиС»7-9
НИУ ВШЭ4

В этой группе стоит особенно отметить НИТУ «МИСиС», который значительно улучшил свои позиции, переместившись из середины рейтинга на самый верх, — сделать это удалось за счет значительно увеличившегося показателя «количество перепечаток на один пресс-релиз» (подробнее о методологии поговорим ниже). НИУ ВШЭ и ДВФУ отличились своими социальными сетями, набрав максимальное количество баллов по каждому из показателей.

Результаты следующей четверки вузов тоже различаются минимально — всего на 0,5 балла, поэтому было принято решение объединить в одну группу и их. Вузы также отсортированы по алфавиту.

Название вузаМесто в 2018 году
МГМУ им. Сеченова14
РУДН3
СПбПУ7-9
УрФУ7-9

Здесь стоит отметить МГМУ им. Сеченова, поднявшийся почти на 10 строк. Первому меду удалось сделать это в первую очередь благодаря достаточному количеству эксклюзивных материалов — как на русском, так и на английском языках, — а также широкому географическому охвату зарубежных публикаций.

Дальнейшая таблица выглядит следующим образом:

Место в 2019 годуНазвание вузаМесто в 2018 году
10-11ТГУ6
10-11ТПУ10-11
12СФУ10-11
13КФУ19-20
14-16ННГУ13
14-16ТюмГУ17-18
14-16НИЯУ МИФИ12
17БФУ15-16
18-19НГУ17-18
18-19Самарский университет19-20
20-21ЛЭТИ21
20-21ЮУрГУ15-16

Большинство университетов из этой группы сохранили свои прежние позиции (или же изменили их очень незначительно) — существенно ухудшились лишь позиции ТГУ, а заметное улучшение продемонстрировал КФУ (даже несмотря на то, что все данные мы искали самостоятельно и могли учесть не всю информацию). ЛЭТИ уже третий год подряд занимает последнюю строчку рейтинга.

Что и как считали

Пройдемся по вопросам анкеты (не по порядку):

Сколько научных статей в рецензируемых журналах, входящих в базы данных Scopus и Web of Science, опубликовали ваши сотрудники с 1 января по 31 декабря 2018 года?

Ответ на этот вопрос не влиял на итоговую оценку: задавая его, мы хотели убедиться, что у всех пресс-служб было достаточно материала для написания научных пресс-релизов.

Пишете ли вы научные пресс-релизы? [Научный пресс-релиз — это пресс-релиз, информационным поводом для которого послужила статья, опубликованная в рецензируемом научном журнале, регистрация патента или выступление на конференции. Научный пресс-релиз содержит ссылку на публикацию (патент, тезисы), а также отражает суть проделанной научной работы.]

Оценка: «да» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

С этим вопросом все ясно: все университеты получили за него один балл.

Сколько эксклюзивных научных информационных материалов на русском языке вышло по итогам инициирования информационных поводов с 1 января по 31 декабря 2019 года? (Эксклюзивный информационный материал — это текст, инициированный не рассылкой пресс-релиза под эмбарго, а индивидуальной работой со спикером и СМИ, например интервью или репортаж.) Приведите ссылки на опубликованные материалы (максимум 12 ссылок).

С ответом на этот вопрос по-прежнему наблюдались проблемы, так как многие пресс-службы приводили ссылки на публикации, являющиеся перепечатками пресс-релизов. За этот вопрос мы давали от 0 до 4 баллов. 0 — если у вуза нет ни одного эксклюзива на русском языке (один случай); 1 балл — если есть от 1 до 3 публикаций, 2 балла — от 4 до 6 публикаций, 3 балла — от 7 до 9 публикаций, 4 балла — от 10 до 12 публикаций. Для аналогичного вопроса про эксклюзивы на английском языке баллы рассчитывались так же. Почти все университеты набрали максимальное количество баллов в случае с русскими публикациями, а в случае с английскими есть лишь пятерка лидеров: НИУ ВШЭ, ДВФУ, МГМУ им. Сеченова, ИТМО и МФТИ.

Есть ли у вашего университета система обратной связи для ученых, через которую они могли бы сообщать вам о новых публикациях? (Под «системой обратной связи» понимается специальная форма на сайте, через которую ученый может отправить информацию о недавно вышедшей публикации / иной работе, результатами которой он хотел бы поделиться с общественностью.) Сколько переходов с главной страницы сайта нужно сделать, чтобы дойти до этой формы?

За этот вопрос мы давали от 0 до 2 баллов: 0 — если такой формы нет, 1 — если она есть, но, чтобы до нее добраться, пользователю нужно сделать более одного клика, 2 — если форма расположена на главной странице сайта или же, чтобы найти ее, нужно сделать лишь один переход.

Размещаете ли вы новости о научных достижениях ваших сотрудников на сайте университета? Приведите ссылки на публикации, максимум 12 ссылок.

Переводите ли вы на регулярной основе новости науки на английский язык для сайта университета? Приведите ссылки на публикации, максимум 12 ссылок.

Вузы делают это на регулярной основе — по 12 ссылок на русские и английские научные новости нашлось у всех. Все университеты получили по 1 баллу.

Есть ли у вашего университета подписка на EurekAlert / PhysOrg / AlphaGalileo или другие англоязычные базы научных пресс-релизов?

Оценка: «да» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Не пользуются англоязычными агрегаторами новостей три университета.

Перечислите жанры и форматы ваших научно-популярных материалов (пример: пресс-релиз, колонка, видеоролик, фотогалерея, инфографика, «научные загадки», тесты и т. д.).

За этот вопрос можно было получить от 0 до 5 баллов: если научпоп-материалы подаются в пяти или более разных жанрах, то 5 баллов, если в четырех — 4, и так далее. Почти все вузы набрали максимальный балл.

Теперь разберем пять вопросов, касающихся социальных сетей. Звучали они так:

Есть ли у вас сообщество ВКонтакте? Приведите ссылку.

Помимо группы университета ВКонтакте, нас интересовали сообщества в Facebook, аккаунты в Twitter и Instagram, а также каналы на YouTube и в Telegram. Сначала мы брали медианное значение количества подписчиков в каждой социальной сети. Затем вузы, у которых показатель равнялся медианному значению (+/- 10%), получали 1 балл, меньшее число оценивалось нулем баллов, большее — двумя. Медианное значение по ВКонтакте оказалось равно 27 575 человек (как и в прошлый год, с большим отрывом здесь лидирует Высшая школа экономики с более чем 80 тыс. подписчиков на момент обработки анкеты), Facebook — 3540 (РУДН отдал пальму первенства ДВФУ, у которого более 141 тыс. подписчиков), Instagram — 10 400 (лидер — КФУ, за аккаунтом которого следят 26 тыс. человек), Twitter — 1109 (снова всех опередила Вышка с почти 15 тыс. фолловеров), YouTube — 3740 (безусловный лидер — снова МИФИ, к 154 тыс. подписчиков которого даже близко не подошел ни один вуз), Telegram — 1753 подписчика (первое место у НИУ ВШЭ отобрал УрФУ с более чем 6 тыс. подписчиков; впрочем, ВШЭ сохранила уверенное второе место с более чем 5 тыс. читателей). Таким образом, анализ социальных сетей четко выявил абсолютных лидеров в этой области — Высшую школу экономики и ДВФУ. Эти университеты стали единственными, кто получил максимальное количество баллов по каждому пункту.

На каналах в Telegram хотелось бы остановиться подробнее. За эту соцсеть можно было получить от 0 до 3 (а не до 2, как в остальных случаях) баллов. 0 мы ставили при отсутствии Telegram-канала — таких университетов оказалось десять, на один меньше, чем в прошлый год. Мы исключили их из подсчета и считали медианное значение для оставшихся вузов, а баллы распределяли следующим образом: 1 балл — при количестве подписчиков меньше медианы, 2 балла — при медианном значении, 3 балла — выше него.

Сумма баллов за перечисленные выше вопросы имела коэффициент 1 — то есть мы просто суммировали полученные значения. Пять оставшихся вопросов учитывались с коэффициентом 0,5 (то есть баллы делились на два) — это было сделано, чтобы немного сгладить обозначившиеся разрывы. Какие именно — рассказываем далее.

Речь идет о следующих вопросах:

Сколько научных пресс-релизов на русском языке вы написали и направили в СМИ с 1 января по 31 декабря 2019 года?

Сколько научных информационных материалов на русском языке вышло по итогам рассылки ваших пресс-релизов с 1 января по 31 декабря 2019 года в российских СМИ? Приведите ссылки на опубликованные материалы (максимум 12 ссылок).

Сколько научных пресс-релизов вы выложили на эти агрегаторы (EurekAlert, PhysOrg, AlphaGalileo — о них речь шла выше) с 1 января по 31 декабря 2019 года? Приведите ссылки на опубликованные материалы (на сайте вашего университета или в СМИ; максимум — 12 ссылок).

Сколько научных информационных материалов на английском языке вышло по итогам рассылки ваших пресс-релизов с 1 января по 31 декабря 2019 года? Приведите ссылки на публикации (максимум — 12 ссылок).

Как и ранее, ответы далеко не всегда были точны. Если верить анкетам, в 2019 году некоторые вузы разослали по 300–500 научных пресс-релизов, которые получили тысячи перепечаток в российских и зарубежных СМИ. Допускаем, что такие цифры можно было получить, если считать не только научные пресс-релизы, а вообще все материалы, которые исходили от пресс-служб (но и в этом случае им бы приходилось отправлять журналистам по несколько писем ежедневно). Таких экстремальных значений было немного — и проблему мы решили иначе, нежели в прошлом году (тогда мы заменили экстремальные значения на медианные, посчитанные без учета сомнительных экстремумов).

В этом году мы обратились к нескольким вузам с просьбой перепроверить данные и убрать информацию, которая не касается научных релизов и публикаций. Часть данных (тех, кто касались количества перепечаток) мы перепроверили самостоятельно. В итоге расчет выглядел так: вначале мы посчитали среднее количество перепечаток для релизов на русском и английском языках для каждого вуза (разделив количество публикаций на количество релизов). Затем вуз, релизы которого в среднем перепечатали наибольшее количество раз, получил 10 баллов, далее баллы распределялись пропорционально показателю с округлением в большую сторону.

Лидерами по количеству перепечаток русскоязычных научных новостей (в среднем более 30 на релиз) стали ИТМО, МИСиС, МФТИ и НИУ ВШЭ. В случае с англоязычными материалами уверенным лидером стал МИСиС, за ним шли те же три университета (разве что ВШЭ сдвинулась ближе к медианному значению). При этом из-за особенностей распределения баллов разрывы между этими вузами и остальными получились весьма значительными — поэтому мы решили немного сгладить их. Это не помешало лидерам оставаться на первых местах, но сделало отставание группы «догоняющих» не таким существенным.

Остался последний вопрос:

Какова география распространения ваших научно-популярных материалов? Перечислите все страны, в которых вышли ваши публикации (с обязательным указанием ссылок на публикации).

Здесь мы вновь считали медианное количество стран (оно оказалось равно 12) и присваивали вузам баллы от 0 до 2, как и в случае с соцсетями. Абсолютные лидеры по широте географического охвата — ИТМО и МФТИ, за ними плотной группой идут ЮУрГУ, МИСиС, НИУ ВШЭ, РУДН, МГМУ, ДВФУ.

Еще раз поздравляем победителей, а также всех, кто показал блестящие результаты в отдельных сферах. И, конечно, благодарим пресс-службы университетов Проекта 5-100 за работу над рейтингом. Мы с радостью выслушаем замечания и предложения, касающиеся вопросов и методологии оценки. Адрес прежний: science@indicator.ru

Автор:Indicator.Ru