«Мы делаем детализацию на уровне каждого индикатора»: как работает Round University Ranking
Агентство RUR выпустило рейтинг, согласно которому российские вузы существенно продвинулись вверх. Олег Соловьев, редактор международного рейтинга университетов Round University Ranking, рассказал Indicator.Ru, как формируется рейтинг RUR и чем он может быть полезен российским и иностранным университетам.
— Чем рейтинг отличается от Times Higher Education (THE) и QS? Они ведь тоже оценивают качество преподавания и наукометрию.
– Можно выделить три основных отличия. Первое — это инклюзивность. То есть любой вуз, вне зависимости от каких-либо ограничивающих факторов, может принять участие в рейтинге. Так, например, у THE есть ограничения для вузов: образовательное учреждение должно иметь не менее тысячи научных публикаций, индексируемых в Scopus. Этот порог достаточно высок, и он отсекает около 90% мировых вузов. В нашей системе этого нет, и мы принимаем любые университеты.
Читайте также
Второе отличие — стабильная методология. На протяжении восьми лет существования рейтинга количество индикаторов и их числовые коэффициенты, правила обработки данных остаются неизменными.
Третье отличие заключается в том, что мы делаем детализацию на уровне каждого индикатора. Всего их двадцать, и по каждому из них вуз сможет увидеть свой ранг. Другие рейтинги такой возможности не предоставляют. У THE детализация только по направлениям измерения (их всего пять), например по преподаванию и исследованиям, а внутри каждого из пяти направлений еще существует от трех до пяти индикаторов. В нашем случае внутри каждого направления («Преподавание», «Исследования», «Финансовая устойчивость» и «Интернационализация») по пять индикаторов, и по всем индикаторам мы даем конкретные цифры. Это является мощным аналитическим инструментом для университетов по принятию каких-либо стратегических решений и изменению программы развития.
В недавно опубликованном международном рейтинге университетов Round University Ranking (RUR) за 2017 год за российскими вузами десять позиций. 145 место в мире досталось МГУ имени М.В. Ломоносова, 231 место занял НИЯУ МИФИ, 256 место — Томский государственный университет. Кроме них среди 500 лучших вузов оказались МФТИ, НГУ, СПбГУ, Томский политехнический университет, РУДН, ИТМО и Нижегородский государственный университет имени Н.Н. Лобачевского. В десятке лучших семь американских и три британских университета, а в сотню мировых лидеров вошли учебные заведения 21 страны мира.
Российское рейтинговое агентство RUR существует с 2013 года и, помимо публикаций международных рейтингов, предлагает консультационные услуги для университетов в целях укрепления их конкурентоспособности в сфере высшего образования. Данные для оценки вузов берутся из одного источника — международной компании Clarivate Analytics.
— Какие параметры используются для ранжировании?
— В качестве параметров мы оцениваем отношение преподавателей к студентам, цитирование научно-педагогических работников, количество публикаций, долю иностранных студентов и иностранных преподавателей, нормализованное цитирование научных публикаций, которое отображает отношение актуальной цитируемости сотрудников университета к средним параметрам, отношение бюджета вуза к числу студентов и преподавателей, мировую репутацию вуза и в области преподавания, и в области исследования и множество других аспектов.
— Как вуз может попасть в рейтинг? Он должен отправить заявку?
— За год до выхода рейтинга университет предоставляет статистическую информацию по одиннадцати показателям, к этим данным агентство добавляет наукометрические показатели — все, что касается публикаций и цитируемости, а также данные специально проводимого репутационного опроса. Эту информацию предоставляет наш партнер по сбору данных, компания Clarivate Analytics, которая ранее была подразделением Thomson Reuters по научным исследованиям и интеллектуальной собственности.
— В этом году в рейтинге приняли участие 763 университета из 74 стран мира, а Россия представлена 67 университетами из 30 регионов. Тем не менее в других рейтингах участвует большее число вузов. Почему RUR не настолько популярен?
— Все дело в раскрутке рейтинга. Наше агентство не обладает таким объемом ресурсов, как, например, Times Higher Education, поэтому мы можем охватить ограниченное количество стран. Но с момента создания рейтинга масштаб существенно расширился. Изначально в рейтинге участвовали 550 университетов, а в сумме за восемь лет участие приняли 930 университетов. То есть какие-то вузы выходят из рейтингов, а иногда появляются вновь.
— А что вы думаете о рейтинге «Три миссии университета»?
— Российская его часть выйдет только в мае 2017 года, а в октябре–ноябре – глобальная, и пока оценивать его достаточно сложно, можно проанализировать только его методологию. Рейтинговое агентство RUR было одним из претендентов на создание рейтинга и принимало участие в его составлении. Методология рейтинга, на мой взгляд, достаточно интересная. Она учитывает 29 индикаторов, но подходит скорее для национального рейтинга. Объем данных и их структура заточена под российские реалии, и, может быть, частично под страны СНГ. Что касается глобальной кампании этого рейтинга, то пока на официальном сайте проекта заявлено, что будут участвовать некоторые страны Евразии: Турция, Иран, Китай, Япония, в общем счете не более 7-8 стран. Возможно, этот рейтинг будет макрорегиональным, то есть сопоставимым с THE BRICS, но пока загадывать рано.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.