«Российские школьники отстают в некогнитивных навыках»
— Какие цели ставит перед собой Всемирный Банк в сфере образования?
— Всемирный банк ставит перед собой глобальную задачу борьбы с бедностью, и наши образовательные инициативы направлены прежде всего на это. Мы полагаем, что развитие системы образования в долгосрочной перспективе — это основа устойчивого развития любой страны. Соответственно, мы содействуем государствам в выстраивании системы образования на всех уровнях, в измерении и оценке его эффективности, в сфере методической поддержки преподавателей, ну и, конечно, в сфере обеспечения необходимых ресурсов, чтобы добиваться всех этих целей.
В разных странах проблемы сферы образования могут сильно различаться. Для развивающихся стран первоочередная задача — это обеспечить для всех детей школьное образование и формирование когнитивных навыков. А уже по мере развития системы образования возникают потребности в других навыках, обусловленных требованиями рынка труда. Что касается России, то наши программы здесь должны прежде всего содействовать достижению тех целей, которые ставит перед собой ваша страна. И мы участвуем в различных программах, в том числе проводим большую аналитическую и исследовательскую работу.
— Как бы вы охарактеризовали российскую систему образования?
— Россия унаследовала одну из лучших систем всеобщего образования, которая прекрасно формирует базовые когнитивные навыки. В этом отношении ваша страна крайне успешна. Можно сказать, что в России существует очень крепкий фундамент всеобщего образования. Это подтверждают количественные измерения качества российского образования, которые проводятся как на национальном, так и на международном уровне. Сейчас в странах с высоким уровнем дохода рост таких показателей, которые демонстрируют школьники, почти повсеместно прекратился, но он продолжается в России — и это очень впечатляет. Кроме того, по уровню использования новых технологий в школьном образовании Россия также занимает очень достойное место.
Но сейчас стоит важнейшая задача модернизации системы высшего образования таким образом, чтобы оно было больше интегрировано в современную международную систему науки и образования. Есть проблемы, связанные с равным доступом к качественному образованию в различных регионах страны — в этом отношении в России существует определенное неравенство. Кроме того, нужно активнее развивать не только когнитивные, но и некогнитивные навыки – прежде всего, цифровые, креативность и социальные навыки, без которых современным людям на работе не обойтись.
— Что вы понимаете под некогнитивными навыками?
— Важно понимать, что ваша школа очень эффективна в выработке когнитивных навыков. Но потребности современного рынка труда включают все большее количество некогнитивных навыков, и они становятся все более важными. Это, например, умение программировать и понимание кода хотя бы на каком-то базовом уровне. В России мы осуществляем программу по развитию преподавания программирования на школьном уровне. Я считаю, что программирование может стать аналогом «новой грамотности». Конечно, не каждый человек планирует стать программистом, но базовое понимание основ программирования понадобится в жизни наверняка.
Мы также работаем с российским правительством над развитием социально-эмоциональных навыков, их измерением и интеграцией в образовательную систему. Сравнивая российское образование cо странами ОЭСР, мы обнаружили, что российские школьники отстают в навыках решения проблем (problem-solving). Мы полагаем, что этот компонент будет играть большую роль в тех рабочих задачах, которые предстоит решать в будущем. Способность работать в команде, решать разные проблемы — роль таких навыков возрастет. Сюда же относится и практика разрешения конфликтов.
— Что вы можете сказать о сотрудничестве Всемирного банка с Россией в рамках программы READ (Russia Education Aid for Development) — Российской программы содействия образованию в целях развития?
— Программа READ для нас очень важна. Для Всемирного банка Россия — основной партнер в разработке системы оценки образовательных результатов учащихся. Благодаря сотрудничеству России со Всемирным банком, в том числе финансированию с российской стороны образовательных программ для других стран мира, мы смогли разработать систему оценки образования для многих стран, например для Армении и Таджикистана, где были проведены реформы государственной системы оценки знаний. Еще один недавний пример – Узбекистан, где российский опыт также очень помогает. В рамках программы READ мы совместно с российскими исследователями разработали инструмент по оценке информационно-коммуникационной компетентности (IC Literacy Test), который стал успешно применяться для оценки когнитивных навыков школьников в проектах Всемирного банка.
— Сейчас растет роль дополнительного образования, как во Всемирном банке смотрят на это?
Читайте также
— Конечно же, образование в современном мире будет сопровождать человека в течение всей жизни. Образовательные стратегии должны учитывать возрастные различия, чтобы помогать людям адаптироваться к новым реалиям. И здесь очень важным моментом становится создание системы адекватной сертификации. Необходимо подтверждение того, что провайдеры образования действительно обеспечивают его на высоком уровне. А с точки зрения потребителя большой проблемой становятся финансовые ограничения. Потребность в дополнительном образовании постоянно растет, и людям часто может не хватать ресурсов, чтобы оплачивать его. Ведь если государство за это образование не платит, то за него приходится платить самим гражданам, и тут возникает проблема неравенства. Кто сможет позволить себе такое образование? Необходимо, чтобы система не наказывала людей, у которых недостаточно ресурсов.
— А как вы оцениваете роль онлайн-образования в этом процессе? Ведь его часто критикуют за понижение планки образования.
— У онлайн-образования есть свои недостатки, но его потенциал колоссален. Думаю, что оно будет и дальше стремительно развиваться, и, конечно, благодаря онлайн-обучению качественное образование станет более доступным. Сейчас появился очень хороший опыт интеграции онлайн-образования на университетском уровне, когда какие-то курсы учащиеся могут прослушать дистанционно. И эти учебные программы предоставлены ведущими университетами, и предметы преподаются на очень высоком уровне. Кроме того, многие профессиональные ассоциации участвуют в сертификации качества образовательных программ и гарантируют, что эти программы будут востребованы рынком труда в соответствующих областях.
Основные сложности опять оказываются в области доступа к образованию. Возможно, понадобятся какие-то инновационные инструменты финансирования, чтобы качественное образование стало более доступным. И еще, конечно, возникают вопросы, связанные с сертификацией. Как мы проверяем качество пройденного обучения, если все происходит исключительно онлайн, как гарантируем, что эти дипломы будут признаваться работодателями, и так далее.
— Какие цифровые технологии, на ваш взгляд, смогут оказать наибольшее влияние на сферу образования?
— По крайней мере одной из таких технологий может стать блокчейн, который способен решить многие проблемы в сфере сертификации образования. Сейчас некоторые университеты уже перешли на выпуск цифровых дипломов на блокчейне, например Университет Никосии. Блокчейн позволяет выдавать сертификаты с очень надежным уровнем защиты, их невозможно взломать, любые изменения фиксируются в системе. И я уверен, что за этим будущее, потому что у таких сертификатов много преимуществ, их удобно использовать, допустим, при трудоустройстве на работу в другой стране и так далее.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.