На пути к «ответственному» университету
2020 год запомнится надолго: каких только проблем и трудностей он уже не принес. Практически все страны мира столкнулись с беспрецедентными вызовами для здравоохранения, экономической и социальной политики, многие отрасли экономики оказались на грани банкротства. В условиях этого кризиса проявилась и особая роль университетского сегмента в обществе. Многие университеты мира запустили исследовательские программы и прикладные разработки, направленные на борьбу с пандемией, такие как разработка вакцин или изготовление защитных костюмов. Вузы выступили и крупными «мозговыми центрами» для разработки государственных политик и принятия конкретных антикризисных мер. Не случайно, что именно Университет Джонса Хопкинса фактически стал главным агрегатором информации о статистике пандемии в мире.
Эпидемиологический кризис влечет за особой и экономическую стагнацию, которая уже приводит к росту безработицы. Вузы и тут не остаются в стороне — пытаясь открывать новые образовательные программы, в особенности программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации для взрослых людей, вынужденных менять свою специализацию или профессию. Наконец, студенчество является основной движущей силой многих волонтерских движений. Российские университеты в этой части показали впечатляющие результаты в сравнении с другими странами, поддержав масштабные программы помощи нуждающимся со стороны студентов — пожилому населению, людям из групп риска и так далее.
Очевидно, что кризис проявил неравнодушие университетов к вызовам, которые возникают перед обществом, экономиками стран и регионов. Политику университетов по влиянию на развитие общества и внешней среды принято называть «третьей» миссией («первая» миссия — образование, «вторая» — наука). В основе такой миссии лежит принцип обеспечения университетами положительного влияния на развитие стран, регионов, городов. При этом каналы такого влияния могут быть самыми разнообразными. Во-первых, вузы платят налоги, являются крупными работодателями, тем самым обеспечивая экономическое развитие городов и регионов. В некоторых регионах РФ доля высшего образования в структуре ВРП составляет более 3%. Пример США говорит о том, что именно университетские системы являются крупнейшими работодателями в нескольких штатах.
Во-вторых, вузы обеспечивают развитие человеческого капитала (люди с высшим образованием в РФ в среднем имеют заработную плату на 60% выше, чем работники со средним образованием). Также сильные университеты способны притягивать на территорию региона наиболее талантливых выпускников школ и студентов, большая часть которых впоследствии остается работать в том же городе. В-третьих, вузы обеспечивают научное и инновационное развитие регионов, а также экспертно-аналитическое сопровождение органов региональной власти. Но и это не полный список — вузы реализуют проекты, направленные на пространственное развитие, обеспечивают социально-культурный вклад, проводя открытые мероприятия, лекции и семинары.
Вузы, которые готовы следовать и расширять свою третью миссию, могут быть отнесены к так называемому типу «ответственного» университета (от английского — responsible university). Известно, что готовность брать и нести ответственность — важнейшая компетенция любого эффективного руководителя. Но и успешные организации также отличает готовность быстро реагировать на изменения внешней среды, а еще демонстрировать влияние на развитие общества, экономику, жизни людей. Плотное взаимодействие вуза и региона положительно сказывается на подготовке высококвалифицированных кадров для региональной экономики, а также способствует увеличению научно-технического потенциала территории. Ответственность проявляется не только в подготовке высококвалифицированных кадров, но и в ответе на вызовы развития страны и регионов, решении социальных проблем.
Университет в такой парадигме не просто реагирует на внешние изменения, он пытается их спрогнозировать и предложить конкретные решения.
Университет стремится отвечать на «большие вызовы» (grand challenges), к которым могут относиться важнейшие проблемы современных обществ, такие как экология, изменение климата, здравоохранение, борьба с бедностью и т. д. Очевидно, что для каждого региона и территории перечень таких вызовов будет уникальным — именно над их решением должны работать университеты.
Что делает университет «ответственным»?
Университет должен осознать, что третья миссия — это настолько же важная часть развития университета, как образование и наука. До тех пор, пока мероприятия по развитию региона реализуются по остаточному принципу, о модели ответственного университета говорить и не стоит. Третья миссия не должна быть изолированной от других основных видов деятельности университетов — воспроизводства и передачи знаний. Это значит, что критерий релевантности и полезности для развития общества и экономики должен быть применим и для образовательных программ и исследовательских проектов, реализуемых университетами. Университет, выбравший в качестве целевой модель «ответственного» вуза, может опираться на следующие принципы в своем развитии:
- Задача расширения третьей миссии может быть прямо институционализирована внутри университета. Например, во многих американских университетах созданы центры по взаимодействию с регионом, которые координируют волонтерские программы, краткосрочные образовательные программы под нужны города, реализуют небольшие аналитические проекты.
- Форматы краткосрочных образовательных программ и дополнительного профессионального образования могут быть особенно востребованы для повышения человеческого капитала региона. Многие крупные университеты реализуют программы, ориентированные на поддержку благополучия (материального и социального) населения региона (например, программы по финансовому менеджменту, ведению домашнего хозяйства, цифровой грамотности, профилактике здоровья и т. д.).
- Должны быть оформлены и простимулированы усилия преподавателей, которые готовы работать с внешними партнерами. Так, например, в некоторых университетах Финляндии работа преподавателей по запросу региона (чтение открытых лекций, обсуждение проектов и так далее) прямо учитывается в нагрузке работника. В Технологическом институте Мельбурна разработаны критерии оценки степени вовлеченности НПР в регион. В конце года проводится конкурс, а наиболее «вовлеченный» сотрудник награждается премией.
- Реализация третьей миссии предполагает, что не только университет становится участником регионального развития, но и представители местных сообществ, бизнеса, органов власти включаются в состав университетского управления.
- Расширение третьей миссии может приводить и к нарастанию внутренней неоднородности университетов. Это значит, что необходима модернизация управленческих механизмов и организационной структуры вузов, способной эффективно обеспечивать разные виды деятельности университета.
- Важна и правильная информационная и коммуникационная политика. Практически каждый западный университет, считающий для себя приоритетом задачу развития территорий и регионов, периодически выпускает доклад с оценкой своего вклада в развитие региона. Яркий пример аккуратной работы университета по анализу импакта — доклад Университета Айовы. Подобная прозрачность оказывается обязательным условием для организации эффективной коммуникации университета со всеми заинтересованными сторонами.
Читайте также
К сожалению, анализ исследований свидетельствует о том, что значительная часть региональных систем высшего образования в РФ не в полной мере раскрывает свой потенциал для регионального развития. На исправление этой ситуации частично направлен новый флагманский проект в российской системе высшего образования — Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ). Предыдущий этап развития системы высшего образования особым образом выделял задачу поддержки глобальной конкурентоспособности вузов на мировой арене. Новая программа в первую очередь направлена на обеспечение целей национального развития и поддержку вузов, готовых содействовать развитию своих регионов.
Однако реновация третьей миссии университета требует и развития всей модели управления вузовской сетью. Россия остается страной с уникальной в мировом масштабе централизацией государственного управления университетской системой. Более 90% университетов находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, а прямое взаимодействие вузов и региональных органов власти до сих пор имеет нормативные и фискальные барьеры. Такая мера, как нормативное обеспечение возможности софинансирования вузов федерального подчинения из региональных бюджетов, могла бы значительно сократить дистанцию между университетами и регионом для реализации совместных значимых проектов.
Читайте также
В целом широкий набор контрольных и нормативных ограничений, характерных для российской модели управления системой высшего образования, часто приводит к пассивности и консервативности в действиях многих вузов. Жесткий контроль оставляет мало места для институциональной автономности и гибкости. Это особенно четко проявили последствия текущего кризиса, вызванного вирусом. Многие вузы ожидали прямых указаний от регуляторов, осторожно относились к изменению традиционных процессов жизни университета. А ведь реальное следование третьей миссии также требует выхода университета за рамки традиционной образовательной и научной деятельности, требует экспериментов, поиска новых видов деятельности и партнерств. Как говорил Черчилль, «любой кризис — это новые возможности». Есть надежда, что текущие вызовы продемонстрируют учредителям и самим вузам важность обеспечивать и поощрять проактивное развитие, поиск новых проектов университетами, которые могут обеспечивать развитие регионов и городов.
Совершенно очевидно, что вузы не могут в одиночку обеспечивать комплексное развитие территорий и отраслей экономики. Поэтому текущая государственная политика фактически корректирует свой курс с поддержки развития конкуренции на поддержку коллабораций университетов. Но в новых условиях важно найти баланс между принципами кооперации и конкуренции в высшем образовании, то, что называется моделью coopetition. В рамках такого подхода университеты и научные организации кооперируются для повышения своих конкурентных преимуществ на отдельных рынках образования и науки (глобальных, отраслевых). Поиск такого баланса требует формирования модели управления университетской cистемой в логике мультиуправления (multigovernance), при которых обеспечивается учет мнений всех стейкхолдеров университетов. Именно в таких условиях в максимальной степени может быть раскрыт потенциал университетской системы для обеспечения регионального развития.
И последнее — инициатива ПСАЛ предполагает поддержку около 100–120 университетов. Но вся вузовская сеть гораздо шире — около 700 государственных и частных университетов, а также примерно 600 филиалов. Конечно, программа стратегического академического лидерства стимулирует кооперацию между вузами. Это объединяет усилия организаций для синергетического эффекта, а также позволяет не допустить усиления неравенства между университетами. Хватит ли этих усилий для развития всей сети университетов, покажет время. А пока, как мне кажется, модель «ответственного» университета может оказаться актуальной не только для 10–15% университетов — участников программы, но и стать приоритетом для развития многих региональных вузов, максимально приближенных к запросам студентов, горожан, территорий.
Автор: Олег Лешуков
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.