Прерванное соединение с сервером
Что случилось?
Впервые о решении отключить российские госучреждения от Zoom стало известно 31 марта. В этот день ООО «РайтКонф», дистрибьютор платформы в России и СНГ, разослал своим партнерам письмо. В нем сообщалось, что американская компания Zoom Video Communications приняла решение отозвать лицензию на продажу своего сервиса онлайн-конференций для госучреждений и организаций с государственными бенефициарами.
6 апреля об отказе в продлении услуг сообщила IT-дирекция Высшей школы экономики. «Вышка больше не сможет пользоваться корпоративной лицензией в Zoom. Ограничения в отношении российских юридических лиц с государственным участием введены в одностороннем порядке компанией Zoom Video Communications», — говорилось в заявлении. При этом, как отмечается в сообщении, Высшая школа экономики за последние месяцы провела немало переговоров с Zoom Video Communications и «РайтКонф» о продлении услуг. Но попытки оказались безуспешны. По всей видимости, в аналогичную ситуацию попадают все российские организации, которые связаны с государством, — то есть практически все университеты.
Причины решения пока остаются неизвестными. Важно отметить, что в России Zoom получает не больше 1% от всей выручки. Поэтому российский рынок для компании не слишком существенен, и им можно пожертвовать при необходимости. Например, чтобы избежать падения стоимости акций, на которое может повлиять токсичность рынка. А российский рынок, по мнению компании, как раз относится к таким. Еще одной причиной для сворачивания деятельности Zoom могут быть сложности в законодательстве. Например, закон о необходимости хранить данные пользователей на территории страны.
Также существует вероятность, что решение Zoom связано с политикой и санкциями. Это не первый случай, когда американская технологическая компания отказалась оказывать услуги в России. Например, в декабре 2020 года стало известно, что Microsoft отказалась продавать софт МГТУ им. Н.Э. Баумана, так как этот университет попадает под санкции из-за подготовки специалистов по вооружениям. «Учитывая, что США — это главный рынок для Zoom, компания старается исключить любые поводы, которые могут подорвать их имидж», — считает директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов.
«В целом, конечно, можно выразить сожаление и непонимание, почему российские госучреждения, вузы лишены теперь возможности корпоративно продлевать существующие контракты и подписывать новые», — заявил в комментарии журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Однако сам Zoom как будто бы не знает о прекращении работы с российским госсектором. «Похоже, что (эти сведения — Indicator.Ru) основываются на сообщении от одного из агентств, занимающихся продажами на партнерской основе», — передает ТАСС сообщение пресс-службы компании. Также в Zoom заявили, что уточняют имеющуюся информацию и обнародуют какие-либо выводы только после завершения собственной проверки.
Так в результате и оказалось. Утром 8 апреля, уже после публикации материала, американская компания разрешила российскому госсектору пользоваться своим сервисом. «Zoom по-прежнему намерен обслуживать клиентов на российском рынке и в СНГ. Мы находимся в процессе развития нашего подхода к рынку. Тем временем новые и уже существующие пользователи как в государственном, так и в частном секторе могут запрашивать приобретение аккаунтов Zoom через наш сайт напрямую», — приводит слова компании «Коммерсантъ».
«Все занятия в университете проходили на этой платформе»
Сервис видеосвязи Zoom был запущен американской компанией Zoom Video Communications в 2013 году. Он завоевал определенную популярность в бизнес-кругах, и к концу 2019 года число ежедневных пользователей составляло около 10 миллионов.
Однако в начале 2020 года в связи с пандемией COVID-19 резко вырос спрос на сервисы, которые могли бы обеспечить удаленную работу и обучение. Естественно, среди них оказался и Zoom. Компания начала стремительно наращивать свое присутствие в мире. В результате уже в апреле 2020 года количество ежедневных пользователей сервиса достигло 200 миллионов.
Россия не осталась в стороне. Хотя последние несколько лет объем рынка видео-конференц-связи неуклонно снижался (с 2,62 миллиарда рублей в 2016 году до 2,1 миллиарда рублей в 2019 году), пандемия изменила эту ситуацию. Сервисы видеосвязи стали востребованы, и Zoom оказался самым известным. По данным TrueConf, Zoom стал самым популярным корпоративным сервисом видеосвязи в стране. На него приходится 25% рынка. За ним расположились TrueConf с 23% и Skype с 14%.
«Решение платформы Zoom печально прежде всего для самой платформы — она рискует лишиться серьезной доли своих пользователей, набранных за время удаленной работы. Для российских госучреждений и учебных заведений особой проблемы не вижу. Существует достаточное количество альтернативных Zoom сервисов по организации онлайн-конференций, в том числе отечественных», — рассказал Indicator.Ru проректор НИУ «МЭИ» по вопросам цифровой трансформации Сергей Белоусов.
Многие университеты официально пользовались Zoom. «Коммерсантъ» сообщает, что обнаружил около 40 тендеров на приобретение Zoom за 2020 год на сайте госзакупок. Это российские колледжи и университеты — МИФИ, РГГУ, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Алтайский государственный университет и другие.
Читайте также
Когда началась пандемия, некоторые университеты полностью перевели свой образовательный процесс в Zооm. «Сервис использовался и используется для организации образовательного процесса в режиме онлайн. В первом семестре, когда российские вузы, в том числе РГГУ, перешли на дистанционный формат обучения, все занятия в университете проходили на этой платформе», — рассказали Indicator.Ru в пресс-службе Российского государственного гуманитарного университета.
Как это повлияет на российское образование?
Стоит отметить, что ограничения касаются исключительно юридических лиц и организаций. Физические лица могут покупать лицензию и пользоваться Zoom, как и раньше. Иначе говоря, отдельный преподаватель имеет возможность сам купить лицензию для своих занятий или использовать бесплатную версию. Некоторые компании занимаются продажей лицензированных версий Zoom, оформляя их на физических лиц. Однако такой способ рискован, считают в ВШЭ.
Кроме того, необходимо отметить, что окончание лицензии не означает полную невозможность пользоваться Zoom для корпоративных клиентов, по крайней мере пока что. Их аккаунты сохранятся, но длительность возможной сессии будет ограничена 40 минутами. Однако в будущем аккаунты могут стать недоступны.
Также пока рано отбрасывать возможность того, что Zoom передумает и останется. Компания, как говорилось выше, как будто сама не знала о своем уходе из России. Топ-директор «РайтКонф» также отметил в разговоре с «Коммерсантом», что работа по действующим контрактам продолжится и что Zoom может создать отдельный продукт для госсектора. В то же время ВШЭ сообщает, что продление корпоративной подписки для университета зависит исключительно от позиции американской компании. «Это зависит исключительно от позиции компании Zoom Video Communications. Основные конкуренты Zoom — американские Microsoft и Cisco Webex — продолжают предоставление услуг онлайн-видеоконференций российским заказчикам без ограничений. Делать какие-то прогнозы на сегодняшний день невозможно. Параллельно НИУ ВШЭ ведет переговоры с отечественными разработчиками решений, в том числе с “Яндекс.Телемост”. По мере изменения ситуации будем незамедлительно информировать всех корпоративных пользователей», — сообщает университет.
Надо переходить на альтернативы. Они есть. Конечно, нашим операторам аналогичных платформ нужно будет хорошо поработать, чтобы доделать свои сервисы. У нас еще недоработки в этой сфере. Но в то же время проекты есть, и они смогут компенсировать отсутствие такого популярного сервиса, как Zoom. В целом пользователи отмечают, что у нас много аналогичных сервисов, но все-таки стабильность работы оставляет желать лучшего. Поэтому, конечно, требуется доработка. Но это не значит, что это что-то невозможное.
На место Zoom действительно могут прийти и российские компании. Например, Яндекс, Сбербанк или Mail.ru Group вполне могут предложить свои решения. Глава Минпросвещения уже заявил, что в России есть возможность перейти на собственное программное обеспечение. «У нас есть наша отечественная система “Сферум”, которую мы как раз недавно презентовали, это наша отечественная система видео-конференц-связи, поэтому мы готовы к любой ситуации. И конечно, мы больше будем ориентироваться на наше программное обеспечение», — приводит слова Сергея Кравцова ТАСС. Кроме того, как сообщила агентству пресс-служба Министерства, российские школы не зависят от одного сервиса и спокойно могут использовать другие. «На сегодняшний день цифровые возможности школ допускают использование различных сервисов и программных решений. Система образования не испытывает зависимости от какого-либо одного программного обеспечения и хорошо защищена вариативностью инструментов», — передает ТАСС.
Вариативность инструментов действительно позволит сохранить эффективность учебного процесса даже без Zoom. Алексей Аносов, проректор по цифровизации Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал Indicator.Ru, что в его вузе уход Zoom никак не скажется на качестве образования.
У Финансового университета имеются аналоги платформы Zoom от других брендов для обеспечения образовательного процесса. Ресурсов хватит, если это будет необходимо.
Сегодня, после пандемии, развилось много проектов в области дистанционного образования. Среди них — платформа Helium.Global, создавшая Argon School и Neon University. Это яркий пример современного отечественного решения в области дистанционного образования, к которому могут обратиться российские университеты, лишенные Zoom.
«Преодолевать ограничения, связанные с работой Zoom, нам уже случалось: осенью 2020 года команда Helium.Global организовывала Международную конференцию по новым образовательным технологиям EDUКрым, основная аудитория которой, сотрудники системы образования полуострова, не могли подключиться напрямую к Zoom ни в корпоративном, ни в частном порядке. Здесь и пригодилась наша платформа: доступ к видеостримингу на ней встроен в функционал сайта, работающего на российском сервере, и никаких проблем с организацией онлайн-события у коллег не возникло. В перспективе мы, конечно, хотели бы создать полностью самостоятельное решение для этой задачи, но преодолеть текущие ограничения наша платформа способна уже сейчас. К тому же, кроме базового функционала Zoom, у нее есть и другие бонусы — например, возможность предварительной регистрации на запланированные события, платные или открытые, пост-продажа видеозаписей и удобная коммуникация с зарегистрированными участниками, вплоть до тестов и опросов», — рассказала Анастасия Рекшинская, руководитель платформы Helium.Global.
Также существует система «Сферум», о которой упомянул министр просвещения, она была представлена в конце марта. Ее разработали Mail.ru Group и Ростелеком, и сегодня она тестируется в 15 регионах. «Сферум» представляет собой смесь Zoom и ВКонтакте. Все материалы на платформе одобрены Роскомнадзором. Сервис призван улучшить и упростить учебный процесс.
«С Zoom у АлтГУ договор действует до конца года, и мы надеемся, что он будет исполнен. Мы предполагали возможные осложнения, поэтому заранее подготовили соглашение с отечественной платформой Webinar. Уже прошло обучение преподавателей и технического персонала по работе с этой платформой. Мы готовы уже сейчас к ее использованию. Поэтому ни дистанционные курсы, ни вебинары, ни другие аспекты деятельности университета, связанные с работой в формате видеоконференций, не пострадают ни сегодня, ни в будущем», — рассказал корреспонденту Indicator.Ru Дмитрий Марьин, начальник управления информации и медиакоммуникаций Алтайского государственного университета.
Впрочем, не все университеты так быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Некоторые пока только изучают альтернативные системы. «Сейчас у РГГУ есть действующая лицензия Zoom, что позволяет нам продолжать использовать все ее возможности. Мы понимаем серьезность проблемы и уже обсуждаем возможные варианты замены этой платформы на другую», — отметила в своем комментарии для Indicator.Ru пресс-служба РГГУ.
Выжидательную позицию пока занимает Финансовый университет. «Мы пока не готовы с абсолютной уверенностью говорить о монопольном использовании каких-либо аналогичных отечественных видео-платформ в Финансовом университете, но внимательно следим за рынком, тестируем, пробуем», — рассказал Алексей Аносов.
Российская академия наук также готова перейти на отечественные сервисы, заявил Александр Сергеев. «Если компания Zoom откажет нам в использовании своего сервиса, мы перейдем на российские системы. Проблемой для РАН это не станет, есть подобные российские сервисы, которые мы использовали и на небольших, и на массовых мероприятиях Академии наук. Я готов понять Zoom, они, скорее всего, опасаются санкций. Но с другой стороны, любые санкции стимулируют разработку в России. Может быть, это простимулирует наши сервисы лучше работать», — полагает президент РАН.
Однако, как выяснилось, Zoom все-таки остается доступным для российских университетов. Но развернувшаяся в последние дни ситуация наглядно показала, что необходимы отечественные аналоги. Университетам стоит внимательнее приглядеться к проектам, подобным Argon.School и Neon.University. Они позволят снизить зависимость от зарубежных сервисов и обеспечить большую надежность образовательного процесса.