Математика и Computer Science

«Когда дети приходят ко мне, первое, что они спрашивают: "А мы будем сидеть ВКонтакте?"»

Репортаж с награждения конкурса «Новый учитель новой информатики»

© Артур Лебедев/ТАСС

Могут ли чиновники оценивать учителей информатики, есть ли место женщинам за компьютером и чем информатика похожа на русский язык и не похожа на математику, читайте в репортаже Indicator.Ru с награждения победителей конкурса «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», которое состоялось в четверг, 5 апреля

Могут ли чиновники оценивать учителей информатики, есть ли место женщинам за компьютером и чем информатика похожа на русский язык и не похожа на математику, читайте в репортаже Indicator.Ru с награждения победителей конкурса «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», которое состоялось в четверг, 5 апреля.

Олимпиада для московских учителей информатики началась в декабре прошлого года. Она состояла из трех очных этапов: хакатонов по темам «Программирование» и «Робототехника» и создания сценария урока в формате Московской электронной школы. Учителя по одному или в командах должны были создать собственный проект по одной из тем, которые распределялись жеребьевкой. В первом этапе участвовал 361 педагог, до финала добрались всего 10. Победителей и финалистов пригласили стать экспертами Московского центра технологической модернизации образования («ТемоЦентра»), а десять победителей отправятся в поездку в Кремниевую долину — мировой центр компьютерных технологий и инноваций.

У одного из журналистов на награждении возник вопрос, почему выбрали информатику, а не математику или еще что-нибудь. Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина предложил сравнить «возраст» наук: «Сколько лет изучают математику? Несколько тысяч лет. Сколько лет изучают химию? По крайней мере, несколько сотен лет. А информатику всего несколько десятков, лет 30. Трудно говорить о новой математике, трудно говорить о новой химии, а конкурс под названием "Новый учитель старой математики", боюсь, журналисты интересно проинтерпретируют, еще, не дай бог, перепутают».

Директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко сравнила информатику с русским языком: раньше говорили, что русский как предмет уникален, потому что он и цель, и средство, а теперь то же можно сказать об информатике.

Во многих выступлениях чувствовался разрыв между чиновниками от образования и молодыми учителями. «Вы действительно первые, вы действительно люди, которые смогли пройти и проверить себя. Я, например, как гуманитарий просто не понимаю, как один человек может сесть и что-то там сделать», — добавила вице-президент по издательской деятельности АО «Управляющая компания "Просвещение"» Виктория Копылова.

В том, как он далек от информатики как предмета, признался и Калина: «Информатики в наше время вообще не было. Потом она появилась, причем была очень интересная приставка "безмашинный вариант изучения информатики"».

Еще ярче разрыв выразил Павел из Медиацентра «Воробей» вопросом о том, кто же оценивал участников конкурса. «Мы сразу решили, что мы точно не умнее, и поэтому в качестве тех, кто оценивает, пригласили представителей общественности, которая работает в сфере новых технологий, и представителей крупных IT-компаний и крупных технологических компаний. В состав жюри входили представители компаний Samsung, Яндекс, "Просвещение", то есть вся экспертиза была внешней», — заверил директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков.

То, что почти все победители были очень молоды, никого не удивляло, зато первую из женщин среди награжденных ведущая церемонию Виктория Копылова встретила удивленно-одобрительным «Женщина в информатике!».

Как рассказала одна из победительниц, учитель школы «Интеграл» Карина Кулинич, на конкурсе, как и в технических науках в целом, мужчин, конечно, больше, но каких-то дополнительных сложностей для женщин она не видит: «Информатика — это наука, которая не стоит на месте, поэтому участие в данном конкурсе — это доказательство того, что ты развиваешься каждый день, каждый час, каждую минуту».

Предмет, по ее словам, сильно изменился даже за то время, что прошло со школьных лет молодого педагога: тогда много внимания уделялось алгоритмам, системам счисления, несложному программированию на одном-двух языках, а сейчас школьникам доступны как минимум пять языков программирования, больше внимания уделяется обработке информации, работе с программами.

Другой победитель, учитель школы №1329 Олег Голубев, главным изменением последних лет назвал то, что для современных школьников компьютер — это главным образом способ развлечься, а не инструмент. «Когда дети приходят ко мне в школу, первое, что меня спрашивают: "А мы будем сидеть ВКонтакте?", "А когда мы будем играть?"», — рассказал он. Здесь задача учителя — показать, что компьютер не только способ бездумно убить время. «Когда я показываю, как сделать Angry Birds, показываю, что Angry Birds делается за один урок, они потом приходят, смотрят на свой планшет и понимают: Angry Birds — это "ну да, и что?"», — добавил педагог. Заинтересовав детей, показав, чего можно добиться, можно пройти все те сложные шаги, которые нужны для создания игр и полезных программ.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.