Мы наш, мы свой блокчейн построим
Блокчейн и банки
22 октября в рамках форума Blockchain Life 2020 представители бизнеса рассказали об успешных кейсах внедрения технологии в их работу. Участники рассказали о применении технологии в банковской сфере, городских мероприятиях, покупке билетов, электронном голосовании и других областях.
Первым из спикеров выступил директор по исследованиям Лаборатории блокчейн Сбербанка Константин Клименко. По его словам, сегодня банки пытаются увидеть в блокчейне те возможности, которые они видят и в других привычных технологиях. «Мы верим в этот тренд, потому что видим его как часть какого-то более глобального исторического тренда», — подчеркнул Клименко.
«Нет смысла придумывать генную инженерию, если у вас первобытно-общинный строй, — отметил он. — Все эти способы по-новому делать одно и то же — добывать пищу — имеют смысл и возможны только тогда, когда у вас все больше людей и ресурсов вовлекается в процесс производства. И именно как способ повышения этого вовлечения мы и видим блокчейн».
По словам спикера, банки стремятся стереть границы между подразделениями, чтобы все они могли свободно пользоваться ресурсами друг друга. Особенно активно этот процесс идет последние 10 лет. «Трансформация банков заключается в том, чтобы умные мысли и умные ресурсы всегда были доступны тому, кто знает, как их использовать лучшим образом», — сформулировал Клименко. Это произошло и без участия блокчейна. Сейчас уже понятно, как разрушить границы внутри организации — однако границы между организациями остаются, и именно тут на сцене появляется блокчейн. «Для нас это инструмент, который позволит эти границы тоже разрушить», — рассказал Клименко.
Выведение своих ресурсов наружу — это и есть следующий эволюционный шаг по разрушению внешних границ, подчеркнул он. Уже у многих банков Европы и России есть свой API — внешний доступ к их ресурсам. Здесь открываются перспективы для внедрения блокчейна. Хотя блокчейн и является своего рода API, у него есть свои специфические способности, которые не закладываются в обычный централизованный API. Благодаря им работа банка становится проще и остается прибыльной. Клименко также отметил, что смарт-контракты позволяют не только управлять деньгами, но и принимать коллективные решения об управлении средствами.
«Блокчейн для банка — это способ скорее вывести свои ресурсы и дать возможность внешним талантам найти оптимальный способ их использовать. Разорвать эти границы для того, чтобы экономика сделала очередной большой скачок — как когда-то в 1950-е года она сделала с конвейером и производственными системами», — подытожил Клименко.
Блокчейн и самолеты
Следующим выступал директор по развитию бизнеса S7 TechLab Герберт Шопник. «Если вы за последние два года приобретали авиабилеты авиакомпании S7, то, возможно, вы, сами того не понимая, поучаствовали в процессе заключения смарт-контракта, где мы используем технологию блокчейн», — рассказал он.
По словам Шопника, реализация авиабилетов очень часто осуществляется через посредников-агентов, из-за чего в процессе есть несколько участников. И взаимодействие между ними не абсолютно надежно — всегда есть человеческий фактор или какие-то риски неисполнения договора. «Мы бы хотели, чтобы исполнение обязательств происходило без участия человека, гарантированно — так, как это прописано в договоре. И это касается взаиморасчетов, живых денег на банковских счетах», — рассказал Шопник.
В качестве примера того, как неудобно вести работу без блокчейна и смарт-контрактов, спикер привел взаимодействие с агентами по продаже билетов. Проблема заключается в том, что посредник отправляет выручку авиакомпании только раз в десять дней. И чтобы он не мог исчезнуть с деньгами заказчика, тот требует заплатить депозит или получить банковскую гарантию. Второй вариант особенно проблематичен, тем более в кризисное время. А когда агент заплатил депозит, то продавать билеты он может только на эту сумму. И если он его исчерпал, говорит Шопник, а к нему пришел клиент, то агент не сможет с ним работать, так как нужно заново выплачивать через банк депозит. А это долго. Для авиакомпании же эта система неудобна из-за того, что деньги она получает с отсрочкой. По словам Шопника, это проблема не только авиакомпаний, но и других отраслей, например страховой.
Для решения этой проблемы они создали целую блокчейн-платформу. Особенно большая работа, отметил Шопник, была проделана с юридической стороны: как это должно работать, какие договора между собой заключают все участники процесса (авиакомпания, банк, операторы платформы, агенты).
«Между всеми заключается определенная юридическая обвязка, которая полностью работает в правовом поле. Она была создана и успешно работает, не дожидаясь законов о всяких цифровых активах и криптовалюте. Этот процесс работает уже несколько лет».
Компания уже вышла за пределы авиаперевозок. В смарт-контракте поставщик подтверждает наличие предлагаемого продукта, покупатель подтверждает наличие средств. Все происходит при участии банка. Затем оказывается услуга и переводятся деньги, перечисление которых занимает не более 15 секунд. По словам Шопника, ежемесячный оборот на блокчейн-платформе превышает 300 миллионов рублей в месяц. «В чем состоит основная функция смарт-контракта? В том, чтобы гарантированно обеспечить исполнение этого обязательства», — отмечает менеджер. С помощью блокчейна оптимизировать и ускорить процесс расчетов. Заодно Шопник упомянул о совместной работе с Газпромнефть-Аэро, где была разработана пилотная система смарт-контрактов для заправки самолетов.
Блокчейн и выборы
Следующим слово взял СРО Waves Enterprise Артем Калихов. В этой компании, начал он, разрабатывают блокчейн и внедряют свою платформу для применения в бизнесе и государственном секторе. «Сегодня я бы хотел поделиться с вами информацией о том, что мы сделали за последний год. Самыми актуальными, самыми интересными, самыми "мясными", так сказать, кейсами. Сегодня никакой теории — только кейсы, только практика, только реальная жизнь», — обозначил Калихов.
Первым кейсом, о котором решил рассказать спикер, стал пилот системы учета электроэнергии в компании «Россеть». Эта компания владеет 2,3 миллиона километров электросетей по всей России, имеет сотни энергосбытовых компаний-партнеров и десятки миллионов конечных потребителей. «Взаиморасчеты за эту электроэнергию, расчеты потери электроэнергии всегда доставляют неудобства и являются для компании неким “черным ящиком”. Каким образом партнеры, энергосбытовые компании рассчитываются с конечным потребителем, сколько они энергии поставляют, сколько электроэнергии теряется? Да, эта информация так или иначе передается, но быстро, просто и дешево проверить ее качество достаточно затруднительно», — рассказал Калихов. Блокчейн эти сложности должен устранить и сделать взаиморасчеты прозрачными. Для этого, говорит спикер, нужно понимать, сколько электроэнергии потребили люди. Это можно сделать с помощью записи информации в блокчейн — для чего был разработан «умный счетчик». А затем смарт-контракт может рассчитать стоимость электроэнергии для конечного потребителя, распределить оплату между «Россетью» и посредником, провзаимодействовать с банком. Так вся система становится гораздо прозрачнее и сокращаются издержки электросетевой компании.
Затем Калихов представил второй кейс. Это была система электронного голосования, которую применили на выборах 11–13 сентября в Курской и Ярославской областях для выборов депутатов Государственной думы. «Мы поставили туда нашу блокчейн-платформу и разработали криптографический протокол, который обеспечивает децентрализованную систему электронного голосования всеми необходимыми свойствами», — рассказал Артем Калихов. По его словам, процесс голосования не отличается от обычного бумажного. Избиратель подает заявление на участие и затем приходит на сайт. Сайт для него создает ключи электронной подписи. «Бюллетень шифруется и подписывается транзакцией. Здесь нет какого-то централизованного сервиса, все происходит на устройстве пользователя», — описал Калихов. Транзакция отправляется в блокчейн и записывается в смарт-контракт. Затем криптографические сервисы суммируют все голоса и получают результаты выборов. При этом, как рассказал спикер, используется алгоритм «слепая подпись», которая позволяет анонимизировать человека. «Чтобы получить итоги голосования, нам не нужно расшифровывать индивидуальные бюллетени. Это выводит систему голосования на недосягаемый ранее уровень с точки зрения конфиденциальности», — отметил Калихов. В результате никто не знает, кто как проголосовал, но результаты есть, причем их с помощью криптографии всегда могут проверить наблюдатели. По словам спикера, с помощью блокчейна исключается возможность подделки и манипуляции голосами.
Третий кейс, по словам Калихова, дался его компании «большой кровью» из-за сжатых сроков. Он был связан с пандемией коронавируса. По словам спикера, они сделали систему для выдачи беспроцентных льготных кредитов малому и среднему бизнесу. Им удалось объединить в одну сеть множество банков, которые быстро обменивались информацией о выдаче кредитов. Так удалось защитить банки и государство от двойных трат из-за получения некоторыми предприятиями льготных кредитов сразу в нескольких банках. «Сейчас это самая крупная — как минимум в России — сеть. В нее входит более 100 узлов и подключены более 70 банков. Я бы сказал, что, наверное, это одна из самых крупных корпоративных сетей в мире», — рассказал Артем Калихов.
Блокчейн и городская жизнь
Следующим выступал Кирилл Поляков, начальник управления технологий распределенных реестров ДИТ Москвы. Он рассказал про работу портала mos.ru (официального сайта мэра Москвы), про Департамент информационных технологий правительства Москвы и пять реализованных кейсов. По его словам, главным отличием, которое позволило объяснить горожанам особенности и преимущества блокчейна, стало то, что внутрь него можно «заглянуть» и понять, как он работает.
Первым проектом, про который рассказал Поляков, стал «Активный гражданин». Это система электронных опросов, с помощью которой горожане могут голосовать по интересующим их вопросам жизни города, например по поводу переименования станции метро. В какой-то момент параллельно с основной системой была развернута блокчейн-сеть, рассказал Поляков, и любой житель смог благодаря этому следить за ходом голосования.
Второй кейс был связан с ярмаркой выходного дня в Москве. Два года назад туда был внедрен блокчейн — это было связано с высоким конкурсом на бесплатные места для фермеров. Заявки подаются в блокчейн, где сперва лежат просто в виде списка. «Магия начинается чуть попозже. Это распределение заявок. То есть в блокчейне лежит смарт-контракт, который распределяет заявки на основании определенных критериев», — рассказал Поляков. И фермер-участник может в любой момент посмотреть на логику работы смарт-контракта и на то, как распределяются заявки. «Если ты не прошел — ты узнаешь, почему. Если прошел — можешь не смотреть, надо идти радоваться», — говорит Поляков.
Третьим проектом стала трехсторонняя сделка факторинга, то есть отсрочка платежа. Блокчейн позволил банкам свободно подключаться к системе, обеспечил прозрачность сделок и ускорил весь процесс.
Четвертый кейс — перенос в блокчейн домовых книг. С помощью этого удалось избавится от возможного мошенничества с ними со стороны недобросовестных граждан. «Самое интересное здесь то, что больше 300 тысяч документов уже выдано с мая, когда мы запустили этот проект. Кейс использования очень простой: вы получаете выписку, например, в МФЦ, ставите на ней печать, несете, куда нужно. Это было раньше. Сейчас вы можете эту выписку получить через портал mos.ru, дома распечатать и идти, куда нужно», — объяснил Поляков. По его словам, это позволяет минимизировать контакты, что особенно важно во время пандемии.
Наконец, Поляков рассказал о роли их решений в электронном голосовании о поправках в конституцию. По мнению спикера, оно превосходит обычное, так как оно лучше контролируется и управляется, безопаснее в пандемию и просто удобнее. Он рассказал, как они несколько раз тестировали свою систему на голосованиях меньшего масштаба и были готовы заплатить тому, кто смог бы взломать систему. Однако она оказалась надежной. При этом он также отметил, что их система электронного голосования позволяла наблюдателям следить за честностью процесса и контролировать его.
Блокчейн и заправки
Последними выступили Павел Костюк, менеджер по развитию бизнеса Bitfury, и Илья Пелевин, директор проектов Дирекции инновационных и перспективных проектов ООО ИК СИБИНТЕК. Они вдвоем рассказали о применении блокчейна на АЗС.
Главными сложностями области была низкая автоматизация, бумажный документооборот и проблемы с доставкой товаров, когда привезти могли не то и не когда надо. Блокчейн помог эти проблемы решить. «Главное, что вам позволяет технология блокчейн, — создавать смарт-контракты, в которые вы закладываете определенную бизнес-логику. И самое главное, вы эту бизнес-логику можете еще совместно с вашими участниками сети контролировать и договориться о ее изменении», — рассказал Пелевин.
С помощью блокчейна, по словам спикера, можно значительно облегчить бухгалтерскую работу. Сейчас эффективность системы проверяется на практике. Для этого используются несколько АЗС в Москве и несколько поставщиков.
В рамках небольшой панельной дискуссии, последовавшей за выступлением всех спикеров, был задан вопрос о том, является ли блокчейн технологией только для крупного бизнеса. Спикеры опровергли эту мысль. Например, Герберт Шопник рассказал, что у них прямо сейчас идет работа со средним и малым бизнесом в лице маркетплейса строительных материалов и поставщика сантехники. «Они тоже могут воспользоваться преимуществами блокчейна для взаиморасчетов и смарт-контрактов. Так что точно скажу — нет, это доступно мелкому и среднему бизнесу», — высказался он.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.