Опубликовано 02 июня 2017, 16:30

История науки: комета на фото, в прозе и стихах

159 лет назад была замечена комета Донати
Картина анонимного викторианского художника, изображающая комету Донати

© Wikimedia Commons

Об одной из самых красивых комет XIX века, о ее первооткрывателе и том следе, который она оставила в небе, литературе и искусстве, рассказываем в сегодняшнем выпуске «Истории науки».

Летом 1858 года в небе обоих полушарий появилась комета. По сравнению с предшественницами, кометами прошлых веков, ей сильно повезло: за ней наблюдали, ее зарисовывали, о ней писали стихи. Не боялись и не обвиняли в будущих несчастьях, и на том спасибо.

Первым человеком, заметившим комету, стал итальянский астроном Джованни Донати. На тот момент это был 32-летний выпускник Университета в Пизе, где он изучал математику и физику. После окончания учебы он работал в обсерватории Флоренции под руководством оптика, одинаково интересующегося биологией и астрономией (микроскопами и телескопами), — Джованни Амичи.

Наблюдение новой кометы, которая позже получила его имя (официально комета называется C/1858 L1), стало одним из первых достижений молодого астронома. Удача улыбнулась ему 2 июня 1858 года. Вечером этого дня он заметил слабую туманность в созвездии Льва, которая быстро становилась ярче и «отращивала» хвост. Уже в сентябре комета стала различима невооруженным глазом и оставалась видна до марта следующего года. Перигелия (ближайшей к Солнцу точки орбиты) она достигла 30 сентября. В это время ее хвост достигал 40° в длину и 10° в ширину.

Картина Уильяма Дайса «Воспоминание о 5 октября 1858 года» (1859, Лондон, галерея Тейт)

© Wikimedia Commons

Комета Донати стала первой сфотографированной кометой (хотя многие снимки, к сожалению, не сохранились). Она была настолько яркой, что ее было видно и без всяких приборов. Снимать комету было очень удобно, по крайней мере, по сравнению с другими, более тусклыми кометами. В конце сентября сразу два человека, Джордж Бонд и фотограф по фамилии Ушервуд, попытались сфотографировать комету.

Далеко не все снимки удались, что, впрочем, вполне естественно для тех лет. Ушервуду удалось получить довольно неплохие фотографии, хотя и о нем, и о снимках почти ничего неизвестно, даже имя фотографа (возможно, Уильям, но это лишь предположение на основе сохранившихся инициалов). Бонд использовал для своих снимков 15-дюймовый гарвардский телескоп-рефрактор.

Фотография кометы Донати