Опубликовано 08 июня 2020, 10:19

В России создали 3D-модель мозга анкилозавра

© I. Kuzmin et al./Biological Communications

Российские исследователи впервые провели подробное исследование строения мозга и сосудов головы анкилозавра Bissektipelta archibaldi. Палеонтологи обнаружили, что анкилозавры умели охлаждать мозг, обладали хорошим обонянием, слышали звуки на низкой частоте, но при этом их мозг был в полтора раза меньше, чем у современных животных такого же размера. Статья опубликована в журнале Biological Communications.

Первые анкилозавры появились на Земле примерно 160 миллионов лет назад и жили вплоть до мел-палеогенового вымирания 65 миллионов лет назад. Эти растительноядные животные внешне были похожи на современных черепах или броненосцев: они имели мощную броню, а некоторые виды имели костяную булаву на хвосте. В Узбекистане примерно 20 лет назад обнаружили останки анкилозавров с уникальной сохранностью, однако только сейчас исследователи смогли извлечь из них достаточное количество информации.

Палеонтологи из СПбГУ и Зоологического института РАН исследовали три фрагмента ископаемых черепов анкилозавра Bissektipelta archibaldi, которые ранее обнаружили другие ученые во время серии международных экспедиций URBAC в конце 1990-х — начале 2000-х годов на местонахождении Джаракудук в пустыне Кызылкум в Узбекистане. С помощью компьютерной томографии исследователи смогли уточнить место этого вида анкилозавров на филогенетическом дереве, а также создать 3D-реконструкцию эндокаста его мозговой полости. Эндокаст представляет собой виртуальный «слепок» черепной коробки. Чтобы понять, какого размера был сам мозг динозавра, где находились его части, как проходили сосуды и нервы, исследователям пришлось провести еще ряд исследований.

3D-реконструкция эндокаста

© I. Kuzmin et al./Biological Communications

После трех лет работы палеонтологи смогли выяснить, что достаточно большую часть мозга Bissektipelta archibaldi занимала зона распознавания запахов. Она составляла примерно 60% от размера больших полушарий. Такое хорошее обоняние, скорее всего, помогало животному искать пищу, сородичей противоположного пола и вовремя чувствовать приближение хищников, так как броня анкилозавров не позволяла им быстро перемещаться.

«Другое интересное умение анкилозавров, о котором мы узнали, — это способность в прямом смысле охлаждать мозги, — говорит ведущий автор исследования, аспирант СПбГУ Иван Кузьмин. — Мы показали, что сеть вен и артерий в голове рептилии очень сложна и разнообразна. Сосуды в ней шли не однонаправленно, а постоянно друг с другом сообщались, как система железнодорожных путей. Возможно, кровь могла течь в разных направлениях и перераспределяться, сохраняя оптимальную температуру мозга животного. Например, если у анкилозавра нагрелось темечко, то сосуды могут быстро отвести теплую кровь. Такое устройство кровеносной системы в голове анкилозавров оказалось больше похоже на сосуды современных ящериц, чем на более близких современных родственников динозавров — крокодилов или птиц».

Важная находка была сделана при анализе внутреннего уха древнего животного. Оказалось, что диапазон частот, на которых мог слышать динозавр, составляет примерно от 300 до 3000 герц. Это примерно тот же диапазон, в каком слышат современные крокодилы. Существует правило, что чем крупнее современные животные, тем более низкочастотные звуки они издают и слышат. Поэтому палеонтологи предположили, что в процессе эволюции рептилии увеличивались в размерах. Из-за этого более поздние формы воспринимали звуки еще более низких частот.